Современные подходы в воспитании школьников
2. Обучение верному выбору как важный аспект содержания образования. Выработка у человека умения делать осознанный выбор в решении жизненных проблем нравственным путем.
3. Отказ от псевдопроблем (надуманных, дидактически сконструированных для обучения), концентрация образования на действительно серьезных проблемах человека и человечества.
4. Осознание прекрасных и удивительных сторон жизни как содержание образования и общая педагогическая установка.
5. Удовлетворение важнейших потребностей человека как содержание образования: в признании, самоуважении, успехе, безопасности, общении, любви и понимании.
Работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его работы с детьми. Он может учить разговаривать их с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую работу как: осознание, ранжирование, изменение, формулирование, отстаивание, поддержка, сравнение. Для этого педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие детей такой непростой работе души.
Методические возможности работы с ценностями
Речь идет об осознанном методическом оформлении работы с ценностями. Прежде всего, каждому педагогу нужно научиться грамотно методически оформлять процесс трансляции своих ценностей. Сегодня на помощь педагогу, готовому включиться в работу по формированию ценностей воспитанников приходят современные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процесс формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации. Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал ценностной работы. Каковы ценности человека – таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания (или постановку воспитательных задач педагогом-наставником), привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. Важно построить деятельность так, чтобы работа с ценностями воспитанников стала ее контекстом и содержанием.
Для педагога-практика чрезвычайно важным является ответ на вопрос: «Как, каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека, превращение его из «знаемой» нормы в руководство к действию?»
1. Необходимо правильно определиться с тем, что такое процесс формирования ценностей и какую роль в нем может играть педагог.
2. Необходимо проанализировать само содержание образования с точки зрения задач формирования ценностей.
3. Необходимо выявить методические возможности работы с ценностями в различных сферах взаимодействия ребенка и взрослого в школе.
Педагог может создать условия для формирования ценностей:
- личностное влияние педагога и других значимых взрослых;
- ценностный диалог;
- погружение в ценностную среду;
- специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;
- создание ситуаций ценностного выбора.
Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.
Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Например, одной из главных ценностей становится чувство экзистенциональной безопасности. Формируется диалогичное отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством. Если воспитание – процесс формирования ценностного сознания, то осуществляется он может именно в форме ценностного диалога двух субъектов: воспитанника и воспитателя.