Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета
Деление всех цветов по цветовому тону на теплые и холодные, находятся в прямой связи с эмоциональным и ассоциативным опытом человека. Холодные цвета усиливают впечатление успокоенности, меланхолии, теплые – радости жизни, активности. Теплые цвета условно ассоциируются с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желтые. Холодные цвета ассоциируются с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые. Сочетание в живописи теплых и холодных цветов называется теплохолодностью.
Деление цветов на теплые и холодные может относиться как к конкретным краскам картины, так и какому-либо цвету в природе. На картине противопоставление теплых и холодных тонов может быть связанно со светом и тенью. Таким образом, краски распадаются по эмоциональному тону на светлые и темные. Однако здесь существуют и некоторые противоречия: словами трудно определить эмоции, которые связанны с восприятием светлых красок, ведь это не обязательно может быть радость или веселье. Эмоциональное ощущение от светлоты цвета так тесно соединилось у нас со светлой и так вместе с тем далеко от определенных чувств, что, пожалуй, лучшей информацией о таком цвете служит именно слово «светлый». Он несет в себе тот же эмоциональный отголосок, который выражен в поэтической метафоре «печаль моя светла…» Так, лиризм «Золотой осени» И.Левитана создан именно цветом. В сочетаниях оранжевого, желтого, синего и небольшого пятна изумрудного много цветовой радости, но тонкая связь в колорите картины содержит ноту печали.
Символично, что психологи не используют собственное определение понятия “цвет”, а пользуются определением, сформулированным физиками, физиологами и оптиками. На наш взгляд, слабость позиции психологов в области изучения цвета определяется отсутствием его собственно психологического определения. Использование же определений цвета, принятых в физике и естественных дисциплинах, не только бесполезно для психолога, но и опасно: предметная область науки обедняется и искажается.[3;36]
Из результатов исследования закономерностей предпочтения цветов следует, что в качестве категориальной структуры, “классифицирующей” цвета, выступает комплексная реакция организма на их воздействие. Среди прочих, цветовое значение в свою структуру включает целый спектр характерных физиологических реакций.[3;67]
Выявленная тесная связь предпочтения цветов с регуляцией общего эмоционального тонуса и активности, связь предпочтения с порогами восприятия этих цветов дает основание для гипотезы о взаимообусловленности восприятия цвета и изменения психологических и психофизиологических характеристик человека. Можно предполагать, что психологическое состояние, сопровождающее восприятие того или иного цвета, может, в свою очередь, сходным образом влиять и на сам процесс цветового восприятия, характерным образом изменяя чувствительность к соответствующим цветам.
Таким образом, под психологическим воздействием цвета подразумевается те чувства, переживания, которые мы можем испытывать под влиянием той или иной краски. «Цвета как будто посылают нам различные сигналы» [11;14], вызывают у нас эмоциональный отклик.