Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета
Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета
Человеком, который никогда не задумывается над вопросом оптики, цвет воспринимается как неотъемлемое свойство предмета. На самом деле понятие цвета значительно шире. Еще в 1756 году М.В.Ломоносов предложил так называемою теорию трехкомпонентного зрения, утверждающую, что в глазу есть нервные клетки, одни из которых вызывают ощущение красного, другие – зеленого, третьи – синего цвета. Этим воздействием и объясняется оптические иллюзии, или явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. С точки зрения оптики все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синие, так как цвета по своим оптическим свойствам в основном будут тяготеть к одной из этих групп. Исключение составляет только зеленый цвет.
Светлые цвета, например белый или желтый, создают так называемый эффект иррадиации, то есть они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и зрительно уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Так, если через щель дощатой стены проникает луч света, щель кажется шире, чем она на самом деле, а когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви кажутся более тонкими. Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхности. Полоски, окрашенные в темно-синий, фиолетовый или черный цвет, наоборот, зрительно уменьшаются и «опускаются вниз».
Также нужно отметить центробежное движение желтого цвета, и центростремительное – синего. Проведем простой опыт. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой синим цветом, то уже после короткой концентрации на них становится заметным, что желтое лучеиспускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение и как бы удаляет от нас. Первый круг «колет» глаз, во втором глаз «утопает».[11;13]
Дошкольники обычно в своих живописных работах не обращают внимания на освещение. Солнце практически всегда присутствует в их работах. Дети изображают его кружком, пятном, треугольником в углу. Оно может иметь лучи, сияние, но в то же время не освещает. Поэтому теней в рисунке тоже нет. Деревья, дома, люди, расположенные против солнца, имеют такую же яркость, как и освещенные. Выбор фона работы может говорить о принадлежности времени суток – в зависимости от того, выбирает ребенок желтую бумагу или черную. Но, даже выбрав желтый фон, ребенок нарисует на нем солнечный круг с лучами: «Чтобы было понятней». Внизу полоска зеленого цвета – трава. Вверху – синяя полоска неба. Посередине – пространство воздуха, где растет лес, летают птицы. А на черном фоне могут появиться нарисованные черной или темно-синей краской тучи и желтый круг луны.
Педагог должен обращать внимание ребенка на цветовые нюансы тени и света. При этом для наглядности можно использовать репродукции пейзажей и фотографии. На занятии педагогу вместе с детьми следует рассмотреть, к примеру, как тень ложится на деревья, а свет луны освещает стволы и ветки.
Эмоциональное воздействие цвета