Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ
Исходными теоретическими положениями разработки изучаемой проблемы явилась взаимосвязь: "образование-культура-национальная культура-личность". По мнению Н.А. Бердяева, С.И. Гессена задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства.
Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
— информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
— эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления — информационного насыщения — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
— поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) [50].
Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения [51].
Этнопедагогический подход, интегрирующий достижения аксиологического и культурологического подходов должен быть конкретизирован в принципах родиноведческого подхода (С.Я. Ромашина) с целью повышения воздействия воспитательного потенциала на дошкольников в ДОУ.
Содержание дошкольного образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества на основе адекватного культуро- и природосообразного жизнеосуществления (С.Я. Ромашина, Б.И. Борискина, 2003).
Родиноведческий подход реализует две основные цели:
1. Познание ребенком значительного пласта отечественной культуры.
2. Способность к взаимообогащению культурного содержания средствами межкультурной коммуникации (С.Я. Ромашина, Б.И. Борискина, 2003).
Его реализация в процессе ознакомления с национальными традициями позволяет адекватно содержанию культуры организовать педагогический процесс в ДОУ.
Таким образом, изучив роль и место национальных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста можно утверждать следующее:
В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, выражающая сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми