Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять. Сто процентов воспитателей дошкольного образовательного учреждения относятся позитивно к народным традициям, считают, что их надо соблюдать. Однако, на деле поддерживают народные традиции в детском саду 42,8 % педагогов. Остальные 26,2 % респондентов относятся безразлично к проблеме, а 31,0 % - негативно, не поддерживают народные традиции и не проявляют желание их поддерживать в будущем [48].

C. Федорова отмечает, что процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности. Крупнейший психолог Ж.Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования:

1. В возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности.

2. В 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства и идет четкая идентификация с членами своей этнической группы.

3. В 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других [48].

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

1. Материальная культура:

— основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

— одежда (национальный костюм), украшения;

— национальные кушанья;

— транспортные средства;

— орудия труда;

— труд с учетом его специфики.

2. Духовная культура:

— народные обычаи, обряды, праздники;

— язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);

— искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).

3. Нормативная культура:

— общечеловеческие нравственные качества;

— правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Культура понимается нами вслед за отечественными исследователями как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство (Г.Н. Волков); ценность, выполняющая межпоколенную трансмиссию (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, М. Мид, И.Б. Орлова). Несмотря на различные точки зрения в трактовке термина "культура", позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения.

Исследователи характеризуют традиции как элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение длительного времени (С.А. Арутюнов, А.Б. Гофман, И.В. Суханов, С.А. Токарев и др.). По мнению Ю.В. Бромлея, Р.Ф. Итса традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. По утверждению И.В. Суханова, в традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентации, общих представлений, чувств, настроении, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры.

В нашем исследовании за основу принято определение "традиция", данного Д.И. Водзинским: традиции - прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура [Цит по 48].

Из всех традиций, влияющих на формирование личности, особую роль ученые отводят воспитательным традициям. Л.И. Божович, Л.С. Выготский утверждали, что развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта культуры. Исходя из позиций Б.Н. Бессонова, Н.К. Дмитриева, К.С. Давлетова, А.М. Сулейманова, в качестве средств этнографической культуры мы рассматривали народные праздники, народные игры, фольклор.

Перейти на страницу: 1 2 3