Выявление взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучения учащихся начальной школы
Количественные результаты изучения уровня тревожности детей 3г класса представлены в таблице 2.
В исследовании приняло участие 30 учащихся 3г класса. Возраст от 9 до 10 лет.
По результатам исследования 12 учащихся имеют высокий уровень тревожности, что составляет 43% от числа обследуемых; 7 детей, что составляет 22% от числа обследуемых, определены на оптимальный уровень тревожности; 11 детей имеют низкий уровень тревожности, что составляет 35% от числа обследуемых.
Графически полученные результаты представлены на рисунке 1
Таким образом, из рис 1. мы видим, что большинство детей 3в класса имеют оптимальный уровень тревожности, в 3г классе доминирует процент детей с высоким уровнем тревожности, что, вероятно, может оказывать негативное влияние на успеваемость учащихся.
Анализ учебной документации:
Далее мы определяем успеваемость детей данных классов. Для этого использовали анализ учебной документации. Определяя детей в различные группы по уровню успеваемости, мы анализировались итоговые отметки учащихся за третью четверть.
В группу детей-отличников мы определяли учащихся с доминированием среди итоговых отметок «5», дети-хорошисты имеют среднюю оценку «4», дети, занесенные в группу «удовлетворительно», в основном демонстрируют уровень знаний соответствующий данной отметки, и «неуспевающие» дети – это учащиеся, имеющие двойку хотя бы по одному учебному предмету. Количественные результаты изучения успеваемости учащихся 3в класса представлены в таблице 3.
В результате анализа учебной документации учащихся 3в класса 7 детей учатся на «отлично», что составляет 28% от общего числа детей; 8 учащихся учатся на «хорошо», что составляет 32% от общего числа детей; 7 детей, от числа остальных детей учатся на «удовлетворительно», что составляет 28%; 3 учащихся учатся на «неудовлетворительно», что составляет 12% от общего числа детей. Количественные результаты изучения успеваемости учащихся 3г класса представлены в таблице 4.
По результатам анализа учебной документации учащихся 3г класса 4 ребенка учатся на «отлично», что составляет 13% от общего числа детей; 8 детей учатся на «хорошо», что составляет 27% от числа детей; 13 детей учатся на «удовлетворительно», что составляет 43%; 5 детей учатся «неудовлетворительно», что составляет 17% от общего числа детей. Графически результаты представлены на рисунке 2.
Согласно представленной информации, мы делаем вывод, что процент детей, которые учатся на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» в 3в классе ниже, чем в 3 г классе. Изучая уровень тревожности детей данных классов, мы указали доминирующий процент учащихся с высоким и низким уровнями тревожности в 3г классе. Эти данные подтверждают нашу гипотезу о том, что высокий и низкий уровни тревожности оказывают негативное воздействие на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста.
Следующим нашим шагом стало определение успеваемости детей при различных уровнях тревожности. Механизм определения выглядит следующим образом: в группах детей с тем или иным уровнями тревожности мы определяли процент отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. Так, например, в 3в классе процент учащихся с высоким уровнем тревожности составил 32. Данный процент представили 8 учащихся. Эти 8 человек выступают как 100% для группы детей с высоким уровнем тревожности. Среди данных детей мы определяем процент отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. Так, в рассматриваемом примере, из 8 человек 2 отличника, 1 хорошист, 3 троечника, 2 неуспевающих ребенка. Таким образом, мы определяли зависимость успеваемости от уровня тревожности детей. Количественные результаты изучения успеваемости при различных уровнях тревожности учащихся 3в класса представлены в таблице 5. Определяя уровня тревожности при различной успеваемости учащихся 3в класса, мы получили результаты, графические представленные на рисунке 3.
Из рисунка 3 мы видим, что в группе учащихся 3в класса с высоким уровнем тревожности 25% учатся на «отлично»; 12%, учатся на «хорошо»; 38% учатся на «удовлетворительно» и 25% являются неуспевающими.