Выявление взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучения учащихся начальной школы
Школьное обучение очень часто сопровождается повышением тревожности у детей. Оптимальный уровень тревожности активизирует обучение, делает его более эффективным и успешным, но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, идет дезорганизация учебной деятельности. В данном случае желательно прибегнуть к помощи психолога и помощь ребенку оптимизировать уровень его тревожности, что позволит ему обрести успех в любой деятельности, в том числе и учебной.
В психологической литературе представлено достаточное количество упражнений, программ по коррекции данной личностной характеристики. Однако, данная информация не представлена в системе, которую можно было бы использовать как практического руководство при решении данной проблемы.
В связи с этим, целью опытно-экспериментальной работы мы выделяем изучение влияния уровня тревожности на успеваемость обучения младших школьников и определение возможностей ее коррекции.
Задачи:
1. Подобрать комплекс психодиагностических методик для проведения опытно-экспериментальной работы;
2. Провести первичное диагностическое обследование учащихся с целью отбора группы тревожных детей с низким уровнем успеваемости для посещения коррекционно-развивающих занятий;
3. Разработать и апробировать коррекционно-развивающие занятия с детьми определенной группы;
4. Провести повторное диагностическое обследование успеваемости при различных уровнях тревожности детей посетивших коррекционно-развивающие занятия и сопоставить полученные результаты.
Опытно-экспериментальная работа проведена в период с 9.02.06 по 9.03.06 года. Базой исследования явилась МОУ средняя общеобразовательная школа №53, учащиеся 3 классов.
Организация опытно-экспериментальной работы предлагает осуществление следующих этапов
: констатирующего, формирующего и контрольного.
Констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента явилось: 1) исследовать уровень тревожности детей 3-ого класса и определить его взаимосвязь с успеваемостью; 2) отобрать группу детей для посещения коррекционно-развивающих занятий. Для реализации данной цели нами были подобраны следующие диагностические методики: «Шкала тревожности Кондаша», тест М. Люшера и анализ учебной документации.
1.
«Шкала тревожности Кондаша»
«Шкала тревожности», разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группу.
На первой странице бланка указываются фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения обследования.
Инструкция: «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1,2,3,4, руководствуясь следующими критериями.
Если ситуация совершено не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.
Если ситуация достаточно неприятная и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру – 2.
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру – 3.
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру – 4.