Воспитание у дошкольников чувства коллективизма.
Формирование детского коллектива связано с задачей воспитания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллектива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Определенным показателем сформированное коллектива являются и совместные переживания детей за одного из 'своих товарищей. . Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной — значит коллектив в достаточной степени сформирован.
С поступлением в дошкольное учреждение ребенок становится членом детского общества, товарищем своих сверстников; он овладевает нормами поведения, выраженными в правилах; живи дружно, умей вместе с другими детьми играть, трудиться; умей договориться, если надо — уступить; будь готов помочь товарищу, позаботиться о нем; береги труд других, умей справедливо оценить результаты труда, поступки свои и товарища. Товарищеские отношения формируются прежде всего в процессе совместной деятельности, в общих переживаниях. Воспитатель вызывает у детей чувство радости от общения со сверстниками. Для этого важно, чтобы основой общения детей были доброжелательность и чувство симпатии друг к другу, тогда общение приобретает положительную эмоциональную, окраску. Педагог помогает детям быстрее познакомиться, лучше узнать и оценить в каждом то, что ярче проявляется: один — хорошо рисует, другой — строит, третий — дежурит.
Со временем, в процессе накопления опыта жизни в коллективе (группе) сверстников, рядом с понятиями «я», «мне», «мое» появляются понятия «мы», «нам», «наши», причем иногда они отодвигают личное начало на задний план, хотя первый ряд понятий был господствующим в жизни ребенка до его поступления в детский сад. Это значит, что дети начинают осознавать себя как часть коллектива и готовы иногда подчинить свои личные интересы общим. Это отнюдь не означает стирания индивидуальности или игнорирования, подавления личных интересов и потребностей каждого ребенка. Быть хорошим товарищем — значит чувствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что и о тебе думают, проявляют внимание твои товарищи.
Изо дня в день учит воспитатель детей совместной деятельности, вызывая у них радость от самого ее процесса, удовлетворение от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало в нашей групповой комнате! Это потому, что все дружно работали!»
В воспитании у детей товарищеских отношений помогут такие литературные произведения, как басня «Лебедь, рак да щука» И. Крылова, «Два товарища» Л. Толстого, «Когда в опасности жизнь» из книги «Самый лучший пароход» С. Сахарнова, «На льдине» Б. Житкова, «Песенка друзей» С. Михалкова и др.
Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия: коллективная деятельность детей; совместные переживания; сплоченность коллектива работников детского сада.
Совместная деятельность является ведущим условием и средством формирования детского коллектива. Когда детей объединяет общая цель, на достижение которой они направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а результаты их труда оцениваются как общая работа, для- них становится осознаваемой принадлежность к коллективу. Сближают детей и сплачивают их в коллектив совместные переживания, вызывающие положительные эмоции. Яркие впечатления, полученные во время спектакля кукольного театра, праздничные утренники в детском саду, слушание интересной сказки, музыки, совместное исполнение песен — все это вызывает глубокий эмоциональный отклик, усиливающийся тем, что одновременно проявляется у группы детей.