Воспитание у дошкольников чувства коллективизма.

Формирование детского коллектива и коллективистического поведения детей успешнее осуществляется в тех детских садах, где есть дружный коллектив взрослых. Дети изо дня в день полу­чают впечатления об укладе жизни дошкольного учреждения, о взаимоотношениях его сотрудников. Если они видят, что взрос­лые относятся друг к другу с уважением и. вниманием, искренне радуются успехам товарища, всегда готовы помочь ему, дружно работают, "ответственно выполняют свое дело, то переносят эти нормы в жизнь детского коллектива, «в свои взаимоотношения. Воспитание кол- Потребность в общении со сверстниками про­является у детей очень рано, в конце первого года жизни. Воспитатель организует их обще­ние, налаживает взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и под­держивает проявления доброжелательности по отношению к сверстникам. Он организует, поддерживает и поощряет первич­ные объединения детей в игре: «Как хорошо, дружно играют Ка­тя с Юлей!» В процессе совместной деятельности педагог учит детей помогать друг другу.

Ребенок нередко приходит в детский сад со сформированной в семье эгоцентрической установкой: личные потребности и же­лания заслоняют все остальное, он как бы не замечает других детей, захватывает побольше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает понравившуюся игрушку, требует от воспитателя внимания только к себе и т. д. Время и терпели­вая работа педагога приводит к перестройке в психике ребенка, он начинает проявлять внимание к сверстникам, делиться игруш­ками, у него появляется желание совместно играть.

По мере накопления детьми опыта жизни в коллективе их взаимоотношения приобретают все более осознанный характер, связи друг с другом становятся более прочными. Воспитатель приучает каждого .ребенка здороваться со сверстниками, а всем отвечать на приветствие вновь пришедшего, предлагает написать письмо больному ребенку, послать ему рисунки, позвонить по те­лефону и т. д. Приход в детский сад долго отсутствовавшего ре­бенка отмечается радостной встречей и особым вниманием к нему Объединения детей среднего возраста уже более устойчивы; они не только играют, но и.трудятся вместе. Например, несколь­ким детям дается задание протереть мебель или листья комнат­ных растений. Они убеждаются в том, что вместе работать инте­ресно и можно больше сделать. Дети пятого года жизни должны уметь согласовывать свои действия, договариваться до нача­ла совместной игры или труда. Этому способствуют вопросы вос­питателя: кто с кем будет играть? Кто кем хочет быть в игре? Он поощряет детей, которые дружно играют и трудятся, по своей инициативе приходят на помощь товарищу, например во время одевания на прогулку помогают завязать шарф, помогают де­журному завязать фартук и т. д.

Теплоту во взаимоотношения вносит традиция празднования в детском саду дней рождения детей.

Воспитатель использует любую возможность повседневной жизни, бытовой деятельности для упражнения детей в проявле­нии уважения и внимания друг к другу. Во время умывания и одевания на прогулку требование быстроты мотивируется тем, что нельзя задерживать других детей; во время одевания и раз­девания воспитатель приучает детей обращаться к своим това­рищам за помощью и охотно оказывать ее.

Взаимоотношения детей 5—6 лет становятся значительно сложнее. Педагог добивается большей самостоятельности детей в организации совместной деятельности, формирует у них орга­низаторские способности, умения справедливо и спокойно раз­решать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Достижению этой цели способствует учебная деятельность детей на занятиях: они приучаются спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать разумную помощь, т. е. ке делать за него то, что он должен и может сделать сам; отвечая на занятиях, ребенок должен думать о том, чтобы всем его было видно и слышно. Привлекая детей к анализу и оценке работ то­варищей, воспитатель учит их быть взыскательными и. объектив­ными.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5