Организация режима дня (суточный режим)
По своей структуре суточный режим для дошкольников имеет много общего с режимом для детей третьего года жизни: единые принципы построения режима, учет возрастных особенностей детей, ритмичность проведения режимных моментов, одноразовый дневной сон, 4-разовое кормление, игры, занятия, прогулка. В режим детского сада входят различные виды деятельности детей: бытовая, игровая, учебная и трудовая. В младших группах больше времени отводится на выполнение процессов кормления, сна, гигиенического ухода, а в группах старшего возраста увеличивается время на другие виды деятельности — игру, труд, занятия. Много времени отводится игре — до и после завтрака, в перерывах между занятиями, после дневного сна, во время дневной и вечерней прогулки. Длительность времени специальных занятий изменяется в соответствии с возрастом. Трудовая деятельность детей занимает в режиме дня значительно меньше места, чем игра и обучение. В круглосуточных группах режим имеет свои особенности: занятия могут начинаться на 20—30 мин раньше, так как дети не тратят времени на дорогу от дома до детского сада, удлиняется утренняя прогулка. Каждая возрастная группа живет по соответствующему режиму. Продолжительность сна детей с 3 до 5 лет—12—13 ч (из них 1 '/г — 2 ч днем), с 5 до 7 лет—11 —12 ч (дневной сон — 1J/г ч). Для игр отводится около 3 ч, на двигательную деятельность (в различных формах) — около 5 ч, на занятия — 40 мин—1 ч 5 мин.
Кормление. В процессе кормления у детей продолжают воспитываться культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие. Ребенок дошкольного возраста питается не только в детском саду или дома, но и в гостях, в учреждениях общественного питания. Поэтому детей необходимо обучать элементам этикета: умению правильно вести себя за столом не только среди детей, но и в обществе взрослых.
Мебель и посуда подбираются с учетом возраста. Стол следует накрывать скатертью и правильно сервировать. Посуда в группе должна быть одинаковой формы, с красивым рисунком. Малыши едят еще десертными ложками, а старших учат пользоваться и вилками (широкие, плоские, легкие, с четырьмя зубцами). Компот и кисель дают в чашках с блюдцами и ложечками, чай, кофе, молоко — негорячими и без чайных ложечек, фрукты — на блюдцах. Во время кормления воспитательница наблюдает за правильной посадкой и поведением детей и, если нужно, в доброжелательной форме делает необходимые замечания. Вводятся дежурства по столовой, и, начиная с 4 лет, дети уже помогают няне раскладывать ложки, салфетки, ставят на столы хлебницы, убирают после еды чайную посуду на хозяйственный стол.
К 4 годам дети могут научиться самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не крошить хлеб, вытирать губы и пальцы салфеткой, благодарить без напоминания и, выходя из-за стола, тихо задвигать стул. Необходимо приучать детей тщательно, не торопясь, пережевывать пищу. Очень важно выработать положительное отношение к пище, красиво оформляя ее, добавляя зелень, которую дети вырастили сами, но нельзя фиксировать внимание детей на плохом аппетите, упрашивать, заставлять их есть или делать резкие замечания. Лучше поощрять ребенка, обратив его внимание на положительный пример сверстников. Если во время еды ребенок просит воды, чтобы запить пищу, следует дать ее, так как это облегчает проглатывание более густой пищи.