Определение уровня развития воображения у учащихся 8 класса
Для определения уровня развития воображения у учащихся отобрано три методики: "Незаконченные фигуры", "Придумай игру", "Нарисуй что-нибудь". Каждая методика подразумевала выполнение какого-то задания, которое в конце оценивалось в соответствии с критериями. После чего результаты методик обрабатывались, и было видно, на каком уровне развития находится воображение учащихся. Затем на основе результатов строилась диаграмма. Так на учащихся 8 класса Ермаковской средней школы проводилась опытно-экспериментальная работа. На констатирующем этапе необходимо было определить, каким уровнем воображения обладают учащиеся. При проведении методики "Незаконченные фигуры" у
чащимся раздавались листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т.д.).
У каждого испытуемого наборы фигурок должны были быть одинаковыми. (Вариант задания представлен на рис.2.1). Школьники за 5-10 мин. пририсовывали к фигуркам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Учащиеся рисовали в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время.
Рис.2.1
Выполнение задания оценивалось в баллах:
0 баллов
- ничего не нарисовал (рис.2.2 а);
1 балл
- стереотипные, примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинки (рис.2.2 б);
2 балла -
простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при
подборе названий к некоторым рисункам (рис.2.2 в);
3 балла -
сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация
(рис.2.2 г).
Примеры выполнения задания приведены на рис.2.2 а, б, в, г.
Рис.2.2 а Рис.2.2 б
Рис.2.2 в Рис.2.2 г
На основе результатов этой методики построена диаграмма 1.1:
Диаграмма 1.1
По методике "Придумай игру"
ученик получал задание за 5 мин. придумать какую-либо игру и нарисовать или описать ее.
Критерии оценки содержания придуманной учащимся игры в данной методике следующие:
Оригинальность и новизна.
Продуманность условий.
Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
Наличие в игре определенных правил.
Точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев придуманная испытуемым игра может оцениваться от 0 до 2 баллов.
0 баллов -
полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше
признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).
1 балл -
наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.
2 балла -
присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего
признака.
По всем этим критериям и признакам придуманная учеником игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов - низкий
0-3 балла - очень низкий
На основе результатов проведенной методики построена диаграмма 2.1:
Диаграмма 2.1
При проведении методики "Нарисуй что-нибудь"
школьнику давался лист бумаги, набор фломастеров и предлагалось придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ученика.
Оценка рисунка учащегося производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов -
ученик за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов -
ученик придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с
фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов -
ученик придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла -