Вовлечение семьи в профилактику злоупотребления психоактивными веществами
Усиление сотрудничества семьи со специалистами в различных областях социализации может помочь ей преодолеть свой страх и неумение общаться с подростками, наладить взаимодействие между поколениями, понять и вовремя исправить свои ошибочные стратегии антинаркотической профилактики.
Изложенное выше позволяет констатировать, что обычная "нормальная" семья нуждается в укреплении внутрисемейных отношений, которые являются необходимым условием для выполнения ею своих задач по подготовке ребенка к интеграции во взрослое общество. Развитие ребенка опирается в значительной мере на семейные ресурсы, и именно семья должна обеспечить защиту подростка от негативных внешних влияний. Защита обеспечивается прежде всего хорошим микроклиматом в семье. Сплоченность семьи, ее крепкие внутренние связи и привязанности формируются и укрепляются постоянным и устойчивым семейным руководством со стороны родителей [1; 2; 3]. Ссоры предупреждаются, а конфликты ослабляются, когда во взаимоотношениях родителей и детей последовательно реализуются три основных принципа семейного воспитания:
- ребенку обеспечивается возможность пользоваться любовью и поддержкой родителей;
- ребенка обучают навыкам конструктивного участия в семейной жизни: взаимодействию и взаимопомощи, самостоятельности и ответственности;
- родители используют меры поощрения и наказания за соблюдение или нарушение семейных порядков (правил) и установок.
Многие специалисты утверждают, что важнейшей задачей родителей является формирование и укрепление чувства защищенности. Однако не все семьи оказываются полезными для детей в этом отношении. Вероятно, потому, что они находятся под грузом своих "взрослых проблем". При этом большинство внутренних семейных трудностей не осознаются членами семьи и потому остаются нерешенными. Из повседневных совместно переживаемых событий плетется ткань семейной жизни. Если этого нет, возникает нравственная пустота, скука и депрессия у подростка, неудовлетворенность семьей и собой у взрослых. Причиной этого во многих случаях является противоречивое отношение родителей к подростковому "статусу" ребенка: с одной стороны, его освобождают от посильных домашних обязанностей, семейных забот, с другой — не включают в свой мир взрослых забот и устремлений, ожидая, что он сам должен определиться, чем заниматься и как с собой обращаться. При этом родители забывают о том, что это сфера социального обучения, в которой взрослые вольно или невольно выступают образцами для подражания, учителями [4; 5].
На основании психологического обследования 436 испытуемых в возрасте 12—17 лет и 45 диад мать—подросток 12—13 лет А.С. Спиваковская приходит к тревожным выводам: в старшем подростковом возрасте обнаружено снижение позитивного интереса родителей к подростку, что приводит к переживанию ребенком дефицита любви, тепла, заботы. Недостаточность эмоционального взаимодействия оказывается главной причиной неудовлетворенности подростков отношениями в семье и семьей в целом. Это приводит к поиску подростками иных средств восстановления необходимого баланса автономии и эмоциональной защищенности [4].
По данным С.С. Малявиной [6], среди обследованных родителей в 20,8% случаев отмечалось выраженное отвержение своих детей; в 12,5% — низкий уровень социально желательного отношения к детям; в 22,2% случаев между родителями и детьми отсутствовала тесная межличностная связь; в 9,7% случаев родители не испытывали потребности контролировать поведение своих детей. Обследование 586 детей 9—13 лет с агрессивным поведением показало, что их родители часто используют такие воспитательные средства, как физические наказания (6%), оскорбления, грубость, ругань (35%), лишение развлечений (18%), запрещение прогулок (24%). 40% из числа обследованных школьников не имели доверительных отношений с родителями, 23% не были уверены в любви к ним родителей [4].