Вовлечение семьи в профилактику злоупотребления психоактивными веществами
Неумение детей себя занять соответственно своим желаниям и потребностям, испытываемое ими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональные состояния, депривация, фрустрация, дефицит удовольствий и положительных эмоций, возникающее желание забыться, "отключиться" от трудноразрешимых проблем нередко служат содержанием того душевного состояния, которое маскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ. Родителям необходимо знать, как учитывать эти обстоятельства с целью своевременного, опережающего развития адаптивных возможностей ребенка и снижения риска его обращения к психоактивным веществам.
Общепринятая родительская стратегия "загрузить" подростка образовательными занятиями оказывается для половины подростков безуспешной. Эти ученики отлынивают от учебы в любом виде и предпочитают "тусоваться" подальше от родительских глаз. Для профилактики обращения к наркотикам имеет значение то, как родители стремятся реализовать свою ответственность за ребенка путем установления всеобъемлющего контроля за ним. Похоже, что для "хороших родителей" достаточно знать о том, где и с кем проводит свое время их ребенок, быть в курсе внешних событий его жизни. Они считают необходимым бороться с бездельем и незанятостью детей как с издержками, последствиями слабого родительского контроля. Они часто сетуют на "излишки" свободного времени у детей, которое те могут расходовать по своему усмотрению. На самом деле проблема не в излишней свободе детей, а в их неумении пользоваться своими возможностями. В настоящее время основные надежды на эффективную профилактику девиантного поведения связывают не с ограничениями, запретами и наказаниями, а с формированием у подрастающего поколения навыков разумного самостоятельного выбора, механизмов активного саморегулирования, расширения диапазона путей и средств самореализации.
Таким образом, внутрисемейные отношения могут подталкивать подростка к переносу своей жизненной активности во внесемейные сферы и лишать его возможностей использовать потенциал семьи в процессе взросления. Кроме того, самоустранение семьи в вопросах профилактики наркологических заболеваний и делегирование антинаркотического воспитания специалистам лишает этот процесс глубины, индивидуализации, что снижает его эффективность. Как бы это ни казалось удивительным, можно сказать, что даже "благополучная" семья, осознающая свою ответственность за социализацию ребенка, может способствовать поиску подростком одурманивающих веществ (алкоголь, наркотики, пиво и т.д.), если она недооценивает трудности подросткового возраста, не поддерживает потребность ребенка в самоидентификации. В тревожных ситуациях, когда родители получают сигнал о неблагополучии или сами заподозрили неладное, они обычно усиливают контроль, ужесточают "борьбу". Тогда как правильнее было бы задуматься о причинах, о своих ошибках и попробовать изменить привычное взаимодействие, поощрить самостоятельность детей, уделить больше внимания развитию у них навыков самоконтроля, совместно обсудить трудности и возможные пути их преодоления.
Родители признают необходимость проведения массовой антинаркотической профилактики, но понимают ее в значительной мере только как просвещение детей относительно негативных последствий злоупотребления наркотиками. Основную роль в организации просвещения они отводят школе. Таким образом, школа получает "мандат" на антинаркотическую профилактику, и многое теперь зависит от того, насколько она готова к такой работе.
Существует также противоположная тенденция: семья рассчитывает в первую очередь на собственные силы. В ситуации предположительной пробы ребенком (или его близким другом) наркотика "нормальная" мать считает для себя обязательным вмешаться, предварительно посмотрев литературу о наркомании. По аналогии можно сравнить это со случаем, когда у ребенка кашель, а мать берется лечить его от туберкулеза по книжкам. Это довольно типичная российская ситуация, имеющая корни во взаимоотношениях индивида и государства, осложненная спецификой наркологической службы, которая, во-первых, ориентирована преимущественно на взрослых, во-вторых, занимается лечением уже больных. Отсутствуют консультации по вопросам профилактики зависимостей у подростков. В последнее время появились в продаже полоски "тестов на наркотики" для определения содержания наркотических веществ в моче. Это, возможно, хороший способ выявления, обнаружения, доказательства. Вероятно, тесты более уместны в семье, чем в школе. Но было бы неверно обучать родителей таким средствам почти милицейского контроля вместо обучения педагогике сотрудничества и взаимопонимания. Более того, пропаганда такого семейного тестирования может привести к результатам, обратным ожидаемым, поскольку унижает подростка, лишает его отношения с родителями доверительности, отдаляет его от родителей, стимулирует у него протестные реакции.