Планирование и осуществление внутришкольного контроля
Планирование должно предусматривать поступление достаточной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, так как без этого администрация будет слепо следовать за событиями, которые сложились или складываются помимо их воли. Весь объем работы по вопросам руководства и контроля, намеченный в плане, должен быть рассчитан не только на руководителей школы, но и на профсоюзный комитет, методические объединения. В плане должно быть четко определено, по каким аспектам осуществляется внутришкольный контроль. Аспекты внутришкольного контроля могут быть следующие: учебный процесс, условия учебно-воспитательного процесса, научная и экспериментальная деятельность участников учебного процесса, воспитательный процесс, методическую работу, психологическое состояние учителей и учащихся.
В учебно-методической литературе и, в частности, в работах Г.С. Токарева, выделяются следующие виды внутришкольного контроля (по объектам).
Классно-обобщающий контроль. Он осуществляется в конкретном классе или параллели. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах; деятельность всех учителей; включение учащихся в познавательную деятельность; привитие интереса к знаниям; стимулирования в потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; сотрудничество учителя и учащихся; социально-психологический климат в классном коллективе. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяется по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
Фронтальный контроль. Он определяет состояние преподавания отдельных предметов в классе или на параллели, состояние работы классных руководителей, персональное изучение деятельности педагогов, готовящихся к аттестации.
Тематический контроль. Проводится по отдельным проблемам деятельности школы. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе. В ходе тематического контроля: проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование); осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.
Продуктивный контроль. Изучает профессиональный рост педагогов, уровень работы школы по результатам выпускных экзаменов, продуктивность преподавательской деятельности.
Обзорный контроль. Изучает состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, учет посещаемости занятий учащимися.
Контроль по объектам и аспектам с точки зрения форм контроля можно представить в виде следующих таблиц (таблица 2, таблица 3)
Таблица 2 - Контроль по аспектам внутришкольного контроля
Объекты внутришкольного контроля |
Аспекты контроля |
Учебный процесс |
Выполнение учебных программ, уровень знаний и навыков учащихся. Продуктивность работы учителя. Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Индивидуальная работа со слаборазвитыми детьми. Качество внеурочной предметной деятельности. Навыки самостоятельного познания учащихся. Учебная среда. |
Условия учебно-воспитательного процесса. |
Нормативно-правовая база школы. Учебно-воспитательная развивающая среда. Информационно-методическая оснащенность. Обеспеченность учебно-техническим оборудованием. Обеспеченность учебной и методической литературой. Социум ОУ. Санитарно-гигиеническое состояние школы. Охрана труда. |
Научная и экспериментальная деятельность |
Соответствие этой деятельности концепции школы. Степень научной обоснованности нововведений. Результативность нововведений. Уровень научной образованности педагогов. Научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся. |
Методическая работа |
Методический уровень каждого учителя. Методический уровень каждого классного руководителя. Механизмы распространения педагогического опыта. Повышение квалификации педагогов. Методический сервис школы. |
Психологическое состояние коллектива |
Степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся, учителей. Психологическая подготовленность коллектива к решению проблемы, нововведению. |