Воспитательная система класса и особенности управления ею
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей. Заметно обновляется в последние два десятилетия и воспитательная деятельность классных руководителей.
Однако, не все перемены можно назвать прогрессивными, полезными. До сих пор значительная часть классных наставников испытывает серьёзные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Еще остаётся актуальной проблема поиска классными руководителями форм, приёмов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации.
Без внимания не остаются и такие сложные моменты в работе классного руководителя, как взаимодействие с родителями, обеспечение развития самоуправления в классном коллективе, педагогическая поддержка ребенка, психолого – педагогическая диагностика формирования детского коллектива и развития учащихся.
В последние годы значительно возрос интерес учителей и руководителей учебных заведений к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое количество педагогических коллективов, которые пытаются моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное эффективным. Педагоги и руководители образовательных учреждений, которые в своей деятельности смогли убедиться в целесообразности использования системного подхода, становятся его сторонниками и стремятся расширить рамки его применения в педагогической практике.(1.)
Не случайно в тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная система учебного заведения в целом, появилось желание создать воспитательные системы в группах и классах. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:
· Ребёнок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
· Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребёнка, эффективно содействующая его личностному росту;
· Системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;
· В процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;
· Воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей в процессе их развития.(9.)
Осознание возможностей и преимуществ системного построения практики воспитания учащихся, несомненно, стимулирует желание классных руководителей применять системный подход в воспитательной деятельности.
Актуальность:
Следует заметить, что создать гуманистическую, целостную и эффективную воспитательную систему класса нелегко, особенно в нынешних условиях работы педагогов. Умение моделировать и строить систему воспитания можно отнести к разряду «высшего пилотажа». Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, её структуре и основных компонентах.
Исходя из выше сказанного, определилась цель
моей курсовой работы.
Цель:
выяснить, какие методологические подходы и теоретические положения являются наиболее важными и часто используемыми в деятельности эффективно работающих классных руководителей.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи
Задачи:
· Изучить психолого – педагогическую литературу;
· Раскрыть структуру воспитательной системы;
· Изучить технологию моделирования воспитательной системы;
· Освоить особенности организации детского внутриклассного самоуправления;
· Провести рефлексию работы классного руководителя за год.
- Сущность и структура воспитательной системы
- Система целей и задач воспитательного процесса
- Планирование воспитательной работы
- Работа с родителями.
- Технология моделирования воспитательной системы
- Самоуправление в классном коллективе
- Заключение