Сценарий уроков по романам писателей-фантастов
- объявление, написанное грамотно;
- доброжелательная атмосфера, люди хотят выбрать доброго президента;
- путешествие в Прошлое;
- охота;
- трусость Экельса;
- уход с тропы;
- изменение атмосферы в прямом и переносном смысле: удовольствие от победы диктатора на выборах;
- объявление с ошибками как следствие всеобщей неграмотности.
На данном этапе работы эффективным средством активизации мыслительной деятельности будет применение эргономики. Можно предложить с помощью графических символов передать последовательность изложения событий. Это позволит объемно и целостно воспринять произведение, более отчетливо понять замыслы автора. После такой работы уместно предложить вопросы и задания обобщающего характера:
- Что хотел сказать автор своим произведением?
- О чем вы задумались, прочитав и обсудив рассказ?
- Что вас удивило, поразило, обрадовало? Может быть, у вас возникли интересные мысли по поводу прочитанного, и вам хотелось бы поделиться впечатлениями? Выразите это в небольшом сочинении. Название своей работе придумайте сами.
Способы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся различны. Один из эффективных и действенных – применение эргономики при анализе произведения. Это помогает учащимся увидеть содержание произведения объемно, целостно, способствует овладению определенными знаниями и помогает сделать какие-либо заключения без особого труда.
При изучении глав из романа Джонатана Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера» («ненаучная» фантастика) через эргономику удалось прийти к понятию сатиры. В начале урока учителем было предложено с помощью каких-либо символов изобразить модель того общества, в которое попал Гулливер. Схема была создана и отразила следующее: император, государственный совет, религия, армия и т.д.
Следующим этапом было выявление позитивных и негативных черт. Свои утверждения нужно было обязательно аргументировать. Положительным было названо то, что лилипуты тянулись к знаниям, сам император поощрял развитие наук и т.д. К отрицательным чертам были отнесены угнетение бедных богатыми, непомерные амбиции и жадность правящих, плетение интриг, ничтожные поводы к развязыванию воины. Таким образом, пришли к выводу, что писатель изобразил современное ему общество, а Гулливер – носитель гуманистических идей автора.
Можно сказать, что на уроках по изучению фантастической литературы исподволь закладывались знания о литературоведческих понятиях, формировались умения анализа текста художественного произведения, решались задачи нравственного характера:
- через эргономику – к понятию о композиции художественного произведения;
- через композицию – к раскрытию идеи и авторского замысла;
через сравнительную характеристику – к осознанию нравственных ценностей.
Проблема духовного воспитания приобретает в наше время все большую актуальность. В период политических, социальных, экономических потрясений, современниками которых являемся мы, очень важно сохранить нравственные и духовные ориентиры, без чего невозможно дальнейшее развитие личности молодого человека. Лучшим средством формирования мировоззрения, является обращение к художественному слову, к произведениям русской и зарубежной литературы, поскольку это по большей мере способствует преодолению духовной разобщенности людей, сохранению преемственности в их историческом развитии, обогащению любой культуры всем лучшим, что создано в мировой культуре.