Сценарий урока по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
- Основной прием – сопоставление: город – откуда приехал.
Вывод: Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.
- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)
- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» – мертвы одним словом?
(В реальном мире для них нет елки.)
- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)
- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)
- И почему дети обернулись ангелами Христа?
(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).
- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»
Вывод: Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.
III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.
Но урок внеклассного чтения может иметь и более сложную задачу. Разбивка произведения на эпизоды намного сложнее, нежели его представление в виде отдельных картин. Зато этот прием в плане развития творческих способностей школьников действует намного эффективнее. Это можно продемонстрировать на ещё одном примере внеклассной работы.