Ролевые игры, дискуссии, моделирование

Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры принимают участие в сценах, про­говаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуж­дении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отде­льности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.

Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные игровые действия в соответствии с целью игры, ее сю­жетной линией и содержанием роли. Актеры взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою пози­цию. Главная их задача - достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими образа. Нередко они сопере­живают своему герою.

Зрители осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры, выражают свое отношение к происходящему с помощью мимики и жестов, репликами, вопросами, смехом. В процессе разыгрывания ситуации зрители формулируют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные образы с собственной системой ценностей, «вживаются» в игровой кон­текст и мысленно создают свой собственный план игры, ставят себя на место актеров.

Эксперты оценивают создаваемые в игре образы - содержание роли, ее убедительность, достоверность, артистические способно­сти исполнителей. В задачу экспертов входит очень сложная за­дача - проанализировать и сам процесс игры, ее результатив­ность, поэтому по ходу они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они выступают с результатами, отмечают наиболее и наименее удачные моменты, выступления, реплики, выставляют оценки участникам. При анализе игры эксперты обращают внимание на игровое поведение персонажей, адекват­ность реакции зрителей, анализ деятельности ведущего, увлека­тельность и занимательность всего хода игры.

Существует несколько этапов исторической игры. Первый этап - подготовительный, он проходит до проведения самого урока. В этот период обсуждаются общий замысел и стратегия игры, пишется план, сценарий, проводится инструк­таж участников, подготавливаются необходимые для проведения занятия материалы. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет роли, учиты­вая игровые интересы и способности, дает необходимую допол­нительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. При необходимости учитель проводит и индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсужда­ет с участниками фрагменты сценария и корректирует его, ру­ководит внешним оформлением занятия.

Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным, именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре, формулируя позна­вательные задания на весь урок. Именно на этом этапе учитель представляет участников. Школьники вводятся в игровое со­стояние, создается определенный настрой.

Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечени­ем всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот пе­риод как бы «проживают» ситуацию в ее игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игро­вые действия, осуществляет опосредствованное руководство действиями участников, то есть регулирует ход занятия. При необходимости корректирует и выступления актеров, вовлека­ет большее число школьников в игру, кратко резюмирует по ходу их деятельность, поощряет словом активных игроков, об­ращает внимание на работу экспертов, не навязывая им своего мнения. Наибольшее внимание учитель на этом этапе должен обращать не на деятельность актеров и экспертов, а на зрите­лей, то есть на весь класс.

На последнем, оценочном этапе после того, как игра закон­чена, проводится анализ занятия, выслушиваются оценки и са­мооценки участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников. Степень соответствия игровой си­туации исторической реальности разбирается особо. Учитель предоставляет заключительное слово, раздает карточки для анализа игры, выслушивает экспертную группу. Кроме того, можно провести блиц-интервью и небольшое анкетирование для выяснения результатов игры.

Современный учитель истории практически на каждом за­нятии, особенно в старших классах, использует элементы дис­куссии. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необ­ходимости - инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7