Психологические основы организации урока
Организация учебного процесса это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимся, а также способ структурирования учебного процесса, в том числе учебного материала, обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся. Необходимо понять, что успех, эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учащихся каков бы ни был учитель, как бы он хорошо ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большего успеха он не добьется.
В лучшем случае его ученики бойко ответят на экзаменах затвёрженные знания, но творческого огня в их души он не внесёт.
Совершенно очевидно, что как бы ни был хорошо организован учебный процесс в полном соответствии со всеми принципами как бы он ни проводился, но если у данного ученика нет желания воспитываться, развиваться, совершенствоваться, нет потребности учиться, то и такой учебный процесс может оказаться не действительным, не эффективным в отношении данного школьника. Поэтому важнейшей задачей учителя является формирование у каждого (без исключения) ученика потребности в учении, самовоспитании и саморазвитии.
Ещё В.А. Сухомлинский писал: «В школах… происходит странное явление: многие учителя пытаются воспитывать невоспитываемых» (1, с. 121).
Воспитание же заключается прежде всего в том, чтобы выработать, оттачивать у человека способность быть воспитываемым. Способность же быть воспитываемым – это чуткость души, чуткость сердца воспитанника к тончайшему оттенку в слове воспитателя, к его взгляду, к жесту, к улыбке, к задумчивости и молчаливости.
Руководить учебной деятельностью учащихся-это не только планировать, готовить материал и проводить уроки, организовывать изучение учебной програмы, но и следить за тем, чтобы каждый ученик ощущал в классном коллективе личное эмоциональное благополучие, следить за формированием его потребностно-мотивационной сферы. В классе не должно быть отвергнутых детей и других эмоционально неблагополучных учащихся.
Школа, учитель всегда решали и решают не одну какую-либо задачу, а ряд взаимосвязанных, но зачастую весьма противоречивых задач. Школа имеет не одну цель, а несколько различных целей. Эти цели обычно выстраиваются в каком-то порядке, устанавливается иерархия этих целей, так что основная, главная цель подчиняет все остальные. При этом выбор главной цели должен определять средства ее достижения: методы и приемы работы школы и учителей. Все частные цели педагогического труда группируются вокруг двух основных, главных целей.
Первая цель состоит в том, чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, умений и навыков, развили свои физические и трудовые умения, приобрели задатки трудовых и профессиональных навыков. Эта цель осуществляется в процессе обучения различным учебным предметам, трудового обучения и профессиональной подготовки.
Вторая цель состоит в том, чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, всесторонне развитой личностью, творчески активной и социально зрелой. Эта цель обычно обозначается как воспитательная цель школы и осуществляется не только в самом учебном процессе, но и в специальном процессе воспитания, выносимом за рамки учебного процесса.
Несомненно, правильно указывается, что «урок служит не только обучению, но и воспитанию учащихся. При этом надо иметь в виду бесспорное положение о том, что учебный процесс, а следовательно и каждый урок, воспитывает всеми своими компонентами – содержанием, методами, средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом учителя, общей атмосферой и стилем школы.»