Формы и виды проведения кружка
2) развлекательная.
Ход урока: была выдана новая информация в виде лекции. Окончена работа по оформлению стенгазеты. Учащимися были выбраны лучшая статья и лучший журналист. Победителя наградили памятными призами. В конце урока были проведены занимательные игры на внимание и развитие памяти.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Место: СОЛ «Берёзка».
Тема урока: «Публицистический стиль. Основные жанры газетных материалов».
Цель урока: Познакомить учащихся с публицистическим стилем речи и основными типами газетных материалов.
Задачи урока:
1) обучить навыкам журналистской деятельности;
2) развить культуру речи, умение применять знания на практике;
3) воспитать интерес к профессии журналиста.
Тип урока:
1) урок-лекция;
2) урок-практикум: деловая игра.
Метод: описательный, репродуктивный, исследовательский.
Форма организации урока: групповая работа.
Средства обучения: иллюстративный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин.):
1. Подготовка рабочего места к уроку.
2. Сообщение цели и задач урока.
II. Проверка домашнего задания (5 мин.):
Фронтальный опрос по предыдущей теме (предыдущая тема – «Век информации. Введение в профессию журналиста»):
- что такое «Средства Массовой Информации»?
- почему СМИ считается одной из движущих сил современного общества?
- кто такой «журналист»?
- для чего нужна профессия журналиста?
- какие виды журналистики Вы знаете?
- какими качествами должен отличаться журналист печатных СМИ от теле -, радио-журналиста?
III. Выдача новой информации по теме занятия (20 мин).
1.1. Публицистический стиль
(
ПС) – стиль, обслуживающий общественно-политическую сферу общения, реализующийся в газетных и журнальных статьях на политические и общественно значимые темы в ораторских выступлениях на митингах и собраниях, по радио, телевидению и т.д.
Цель ПС – передача общественно важной информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), убеждения его в чём-либо, внушения определённых идей, взглядов, побуждение к определённым поступкам, действиям.
Знаете ли вы, что первая газета вышла в 1702 г.; первый русский журнал в 1759г.; и только в 1939г. Телевидение в России.
Признаки публицистического стиля:
- ориентированность на интересы текущей жизни, т.е. даётся информация о том, что происходит сейчас, сегодня.
- широкий охват тематики, т. е. рассматриваются различные точки зрения по вопросу, с разных сторон;
- ориентированность на массы, т. е. информация подаётся для большого количества людей;
- проявление авторской индивидуальности, т. е. точка зрения самого автора или его индивидуально авторский стиль;
- стремление к экономии языковых средств, т.е. по сравнению с художественным стилем (стилем художественной литературы) публицистический стиль беден, это связано с попыткой в небольшом сообщении уместить большее количество информации;
- информационная насыщенность, т. е. в статье обязательно должно умещаться большее количество информации;
- проницаемость для лексики других стилей, т. е. слова из других стилей речи (научный, художественный, официально-деловой, разговорный) могут проникать в публицистический;
- отбор языковых средств с установкой на их общедоступность и общепонятность, т. е. слова обязательно должны быть доступными для людей разных возрастов, видов деятельности и т. д.;
Жанры публицистического стиля:
1) парламентская речь (устное выступление). Характеризуется:
- логической и взвешенной стороной рассмотрения проблемы;
- снижением эмоциональности речи;
- насыщенностью специальными словами и выражениями.
2) ораторский публицистический стиль. Характеризуется:
- большой эмоциональностью, красочностью;
- пафосом речи;
- большим количеством троп в речи (антитеза, градация, анафора, аллюзия);
3) стиль СМИ (примерами являлись газетные статьи, привезённые с собой). Характеризуется:
- броскими заголовками статей;
- парадоксами и различными видами игры слов;
- журналистскими речевыми штампами;
- жаргонными вкраплениями;
- хорошо продуманными словоупотреблениями со стремлениями занимательной оригинальности;