Влияние эмоций на результаты обучения
Переживание успеха делает человека более уверенным в своих силах и устойчивым по отношению к последующим нагрузкам. Кроме того, следует обратить внимание учащегося на то, что значительная цель создает позитивный эмоциональный фон, способствует высокой работоспособности и сопротивляемости организма в ходе ее достижения, позволяет сохранить их и в последующее время поставить перед собой еще более значимые цели. Переключение на очередную цель должно быть своевременным. Это предотвратит снижение работоспособности. Высокие цели становятся своеобразным щитом, удерживающим творчество и возможности человека на очень высоком уровне. Немаловажно, что постановка такого рода целей позволяет повысить авторитет и способствует персонализации личности и изменению ее социального статуса.
Необходимо, чтобы учащиеся научились не только различать, но и проявлять в процессе учебной деятельности сочувствие, сопереживание и содействие, так как они усиливают эмоции и являются достаточно сильным фактором развития их личности. В этой связи важно, чтобы вся окружающая учащихся обстановка была оптимистичной, уважительной и жизнеутверждающей. Именно на учителе лежит ответственность за создание в процессе обучения творческой атмосферы. Он достигает этого, если показывает образцы доброжелательности, ровного настроения, эмоционального приятия всех учащихся независимо от их успехов в учебной деятельности. Из этого следует, что недопустимы резкие, нетактичные высказывания и оценки, провоцирование конфликтов, скандалов, эмоциональных взрывов (аффектов), несправедливое и тем более агрессивное отношение к учащимся, травмирующее их.
Учитель, должен вовремя заметить проявление у учащихся фактов эмоционального дискомфорта. В его задачу входит снижение эмоциональной напряженности и увеличение операциональной напряженности, направленной на реализацию учебных целей. Не менее значимо развитие способности понимания внутренних состояний другого человека, которая позволит учителю адекватно оценивать эмоциональное состояние ученика, моделировать его мотивационную сферу, осознавать и учитывать степень утомления.
Эмоциональная напряженность приводит к возникновению стойких отрицательных эмоций, которые могут быть экстраполированы (перенесены) иногда и на весь учебный процесс, снижает уровень мотивации учебной деятельности вплоть до ее отвержения. Следствием могут быть нарушения взаимоотношений с учителями, соучениками, педагогическим коллективом в целом.
Эмоциональная напряженность может возникать на фоне аффективных следов прошлых неудач, от стойкого негативного отношения к данному учителю или к определенному учебному предмету. Она приводит к ослаблению внимания, контроля над ошибками, к ухудшению оперативной памяти, снижению общей работоспособности, к появлению стереотипных высказываний, к нарушению динамики речи. Все это маскирует действительный уровень овладения предметом, а также формирует негативную оценку ученика, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.