Система оказания специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России
Для детей, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, организуется обучение на дому. Данная форма обучения получает все большее распространение в связи с тем, что количество таких детей с каждым годом увеличивается.
В проекте Закона о специальном образовании обучение на дому трактуется как освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения.
Обучение на дому является одной из форм индивидуального обучения, под которым понимают форму организации учебных занятий, при которой осуществляется педагогическое воздействие учителя на ученика, находящегося вне коллектива.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.
Таким образом, в России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под началом различных ведомств (Таблица 1).
Таблица 1. Система учреждений, оказывающих специализированную помощь детям и подросткам о ограниченными возможностями здоровья
Министерство образования |
Министерство здравоохранения |
Министерство труда и социального развития |
Общественные организации |
Специальные детские сады и ясли |
Дома ребенка |
Дома-интернаты для инвалидов |
Всероссийское общество инвалидов (детей-инвалидов) (ВОИ) |
Специальные (коррекционные) школы |
Детские поликлиники |
Центры коррекции и реабилитации |
Всероссийское общество глухих (ВОГ) |
Специальные (коррекционные) школы-интернаты |
Отделения детских больниц |
Психоневрологические дома-интернаты |
Всероссийское общество слепых (ВОС) |
Специальные детские дома |
Детские санатории |
Психолого-педаго-гические и медико-социальные центры |
Ассоциации родителей детей-инвалидов |
Специальные группы в детских садах |
Центры патологии речи |
Центры социальной помощи |
Благотворительные общества |
Специализированные классы в общеобразовательных школах |
Сурдологические центры | ||
Логопедические пункты в общеобразовательных школах |
Диагностические центры | ||
Специальные закрытые образовательные учреждения | |||
ПМПК | |||
Межведомственные ПМПК |