Гимназическое образование: прошлое и настоящее
На рубеже XIX—XX вв. среднее образование повсеместно оставалось еще труднодоступным, но процесс демократизации в сфере народного просвещения был необратим. Все большее число детей получало доступ к начальному и среднему образованию. Однако все попытки общественности ускорить обновление структуры школы и содержания образования и привести гимназию в соответствие с требованиями эпохи закончились неудачей.
В России в 1918 г. гимназии были упразднены, в то время как в западноевропейских государствах процесс развития гимназического образования продолжился. С монополией классической гимназии было окончательно покопчено в первой половине XX в. Принцип альтернативности позволил создать систему средних учебных заведений, имевших два уклона: гуманитарный (академического характера) и естественнонаучный. Выпускники последних могли беспрепятственно поступать в высшие технические учебные заведения и на специализированные факультеты университетов. Особая роль отводилась профессионально-техническому обучению.
Можно сказать, что "современная школьная система в ведущих странах за рубежом возникла на фундаменте реформ первой половины нашего столетия" [2, с. 9]. Ее главной особенностью был дуализм системы образования [3, с. 203]. Собственно полное среднее образование получали в учебных заведениях гимназического типа учащиеся из привилегированных слоев общества, остальные — основное среднее в альтернативной общеобразовательной школе.
В интересующем нас аспекте системы образования развитых европейских государств весьма различны. Например, в Германии существует несколько типов гимназий: классическая (1% учащихся), новых языков, математико-естественнонаучная, музыкальная, общественных наук и экономическая. Учащиеся могут после VI или VIII класса поменять тип своего обучения, что не означает смены самой гимназии, так как в каждой, как правило, существует несколько направлений. Есть специальные гимназии надстроечного типа со следующими уклонами: технико-технологическим, сельскохозяйственным и коммунального хозяйства. В них поступают выпускники реальных и единых (Gesamtschule) школ, желающие завершить среднее образование. Это объясняется тем, что только в гимназии есть "надстройка", состоящая из XI-XIII классов. Окончившие ее обладают обширными знаниями, достаточными для поступления в университет [4]. Популярны гимназии сокращенного типа и вечерние. Подобное разнообразие несколько размывает понятие "гимназическое образование", но позволяет учитывать возможности и потребности всех, кто хочет получить прочные знания. Правда, отсев в этих учебных заведениях очень велик: лишь 25—30% поступивших в итоге получают аттестаты [3, с. 206].
Главная школа (Hauptschule), которую в начале 1950-х гг. посещало 80% учащихся, со временем уступила свои позиции двум другим типам средней школы. Поначалу она привлекала широкие слои населения доступностью общего образования, пусть и неполного; через сорок лет этого уровня уже было недостаточно, и количество посещавших ее учеников сократилось вдвое.
В Австрии действует похожая, но сравнительно упрощенная система образования. После окончания четырехлетней начальной (народной) школы четверть учащихся выбирает допрофессиональную подготовку в высшей начальной школе, остальные идут в главную школу. Академическое направление представлено восьмилетней общеобразовательной школой. В ней сосуществуют три вида образования: гуманитарно-языковое (гимназия), естественно-математическое (реальная школа) и коммерческо-экономическое. Учебные заведения этого типа готовят учащихся к поступлению в университет или специализированный вуз [5, с. 143].
В Великобритании с 1965 г. наибольшей популярностью пользуется объединенная (общеобразовательная) школа. Причинами ее высокой посещаемости (88% учеников) послужили широкий выбор учебных дисциплин и наличие большого числа факультативов. Школа этого типа, как и грамматическая, дает право поступления в высшие учебные заведения, для чего существует так называемый "шестой класс" (2 года), где учащиеся получают образование по гуманитарному или естественнонаучному профилю.
Из всего вышесказанного следует, что ведущие страны Запада во второй половине XX в. смогли успешно справиться с теми противоречиями, которые возникли в связи с переходом к массовой полной средней школе. Это обусловлено в целом сходными историко-культурными и общественными процессами, повлиявшими на развитие систем образования европейских государств. Национальные различия в значительной мере определяются степенью централизации — в ФРГ народное просвещение находится в компетенции федеральных земель, что позволяет более оперативно реагировать на изменяющиеся требования к образованию, чем, например, во Франции.