Содержание взаимодействия учителя и учащихся в процессе гигиенического воспитания младших школьников

Одной из важных проблем в последнее время является вопрос о гигиеническом воспитании подрастающего поколения [18, 3].

Проблема гигиенического воспитания разрешилась с появлением валеологических программ, валеологических курсов, где здоровью учащихся стало уделяться больше внимания. В данное время гигиена и валеология неразрывно связаны, так гигиена стала одной из составных валеологии. На уроках валеологии дети приобретают не только валеологические знания, умения и навыки, но и с помощью педагога извлекают для себя знания в области личной, общественной и школьной гигиен. Это способствует воспитанию ребенка, умеющего быть здоровым. Чтобы достичь данной цели необходимо при организации уроков валеологии учитывать возрастные особенности детей, их потребность в саморазвитии, игре, подражании. А также использовать на уроках валеологии различные методы и приемы, способствующие гигиеническому воспитанию учащихся. [39,27]

Одним из методов валеологического воспитания младшего школьника является метод разработки проектов.

В педагогике метод разработки проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей [24, 115].

1. День здоровья.

Цель проекта – придумать особенности проведения Дня здоровья в классе, школе, городе, составить программу мероприятий.

Второй этап – обсуждение предложений и их возможной реализации.

Организация Дня здоровья в классе.

Варианты валеопроектов учитель может придумывать сам, в содружестве с детьми и родителями. Объединяя проекты, можно составить валеопрограммы для внеклассной работы по годам обучения, например:

1-й класс – «Что такое здоровье»: включает проекты по выделению компонентов здоровья, по предупреждению вредных привычек;

2-й класс – «Творим свое здоровье»: проекты по ознакомлению с формами и средствами закаливании, системами оздоровления;

3-й класс – «Мое здоровье – здоровье других людей – здоровье природы»: проекты практического направления – изучение экологического состояния различных объектов, организация трудовых операций, экологических патрулей и рейдов, знакомство с деятельностью учреждений по охране природы и здоровья людей [1, 94].

Еще одним методом воспитания здорового образа жизни является метод гигиенического практикума.

Данная форма организации деятельности учащихся направлена на развитие и совершенствование гигиенических умений и навыков. Первая часть заданий включает отработку элементарных правил самоорганизации: опрятный внешний вид, соблюдение правил личной гигиены, культурное поведение за столом и др. Вторая часть заданий предполагает активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ [5, 63].

Предварительно педагог и родители должны подготовить необходимое оборудование. Учитель может помогать выполнять задания, показывать, как правильно их сделать. Здесь важно, чтобы каждый ребенок работал над заданиями, участвовал в обсуждении.

Занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.

1. Чистые руки:

– показать, как правильно мыть руки;

– доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

2. Здоровые зубы:

– показать на рисунке последовательность чистки зубов;

– почистить зубы щеткой и пастой;

– доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские «Чебурашка», «Я сам», «Мое солнышко», «Дракоша» и др.);

– составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов».

3. Красивые ногти:

– показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;

– правильно подстричь ногти на руках;

– порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.

4. Внешний вид:

– выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;

– показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;

– доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего [9, 16].

Участие младших школьников в данных мероприятиях способствует установлению их активной позиции в самосозидании и созидании экологически здоровой среды, в решении конкретных задач изменения окружающей действительности, характеризует отношение воспитанников к валеологической деятельности как жизненно важному пути гуманистического преобразования мира 9, 20].