Гигиена режима дня школьника в семье, гигиена отдыха, досуга, туризма
Таблица 5 – Распределение режимных моментов в часах в течение суток
Режимные моменты |
Возраст, лет | |||||
8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 | |
Учебные и факультативные занятия |
4 |
5-6 |
5-6 |
5-6 |
5-6 |
5-6 |
Учебные занятия дома с учетом перерывов |
1,5 |
1,5-2 |
2-2,5 |
2,5-3 |
3-4 |
3-4 |
Игры и спортивные развлечения на воздухе, спортивные занятия для старших школьников, дорога в школу и домой |
3,5 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Внеклассные и внешкольные занятия, свободное время, занятия по интересам, помощь в семье и в школе |
1-2 |
1-2 |
1-2 |
1-2,5 |
1-2,5 |
1-2,5 |
Утренняя гимнастика, закаливании, личная гигиена, питание |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2 |
2 |
2 |
Сон ночью |
10-11 |
10,5 |
10 |
9,5 |
9 |
8,5-9 |
Сон в дневное время |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого в сутки |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма.
У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 час и 16-18 час. Первый подъем более выражен по силе и длительности. Вместе с тем есть дети с одновершинным дневным подъемом работоспособности или с многовершинным вариантом. В ночное время функции всех систем выражены на минимальном уровне.
Сон - разновидность пассивного отдыха, обеспечивающего полноценное восстановление клеток коры головного мозга. Сон - многоаспектная проблема со многими неизвестными, активно изучается в наше время.Для детей первого класса школы наряду с ночным (не менее 8 часов) необходим дневной сон (« 1 час) как элемент облегчения адаптации к школьному периоду жизнедеятельности.
В 17-18 лет длительность ночного сна уменьшается до 6-6,5 час. Поздней осенью и зимой длительность сна несколько увеличивается в связи с необходимостью адаптироваться к более холодному времени года.
У большинства современных школьников отмечается недосыпание ввиду раннего начала занятий в школе (I смена - 8 утра) и, значит, раннего пробуждения и более позднего засыпания ввиду увлечения телепередачами, компьютерными играми или другими видами деятельности.
Хроническое недосыпание ухудшает функциональное состояние коры головного мозга, является основой для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает умственную и физическую работоспособность. Особенно этот негативный эффект проявляется у ослабленных детей.