Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении. Как известно, овладение знанием и развитие происходят в процессе активной деятельности. Целенаправленная активность, как правило, стимулирует формирование сознательного отношения к изучаемому предмету. В нашем случае - адекватное отношение к окружающей среде в широком смысле, понимание причинно-следственных связей между объектами и явлениями, места человека в ней.
Принцип наглядности, традиционно применяемый в педагогике, особое значение имеет при обучении предметов естественнонаучного цикла и приобретает, на наш взгляд, особое значение при применении элементов географического прогнозирования в экологической подготовке школьников при обучении географии. Реализация данного принципа в экологическом обучении и воспитании затруднена из-за неразработанности системы средств экологической наглядности.
Принципы доступности и учета возрастных и психологических особенностей. Принцип доступности регулирует соотношение популярности, понятности с познавательными трудностями и определяет меру трудности, целесообразной в обучении. Соответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся приобретает особое значение при использовании элементов географического прогнозирования и осуществлении экологической подготовки в значительной степени из-за его абстрактного характера.
Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения. В данном исследовании, с одной стороны, он понимается традиционно и предполагает создание благоприятной образовательной среды. С другой – создание у учащихся оптимистического видения, перспектив развития, путей решения проблем взаимоотношения общества и природы.
Отбор ведущих принципов позволил приступить к определению целевого компонента модели методики применения географического прогнозирования в процессе экологической подготовки учащихся при обучении географии. Такие цели включают в себя удовлетворение потребностей современного производства; удовлетворение населения в образовании, необходимом и достаточном для регулярного применения в условиях быстрого изменения географической среды; обеспечение условий для всестороннего развития личности, способной принимать компетентные решения, профессиональную подготовку; обогащение системы деятельности и развитие творческого потенциала личности в области природопользования; совершенствование отношений индивида в социальной среде (в быту и на производстве); гармонию биологического и социального развития личности в его отношениях с окружающей средой, включающей высокий уровень образования и духовности .
Целевой компонент модели экологического обучения и воспитания состоит из совокупности образовательных целей:
Обучающие цели при применении элементов географического прогнозирования в экологическом обучении и воспитании школьников в системе географического образования предполагают формирование и развитие системных знаний:
l об экологической составляющей современной географической картины мира;
l о природных процессах, протекающих на глобальном, региональном и локальном уровнях;
l о развитии общества и природы в их взаимодействии, о причине и путях преодоления противоречий в системе «природа-общество-человек».
l практикоориентированных умений по изучению и охране окружающей среды;
l исследовательских умений в области рационального природопользования
Развивающие цели применения элементов географического прогнозирования при экологическом обучении и воспитании школьников в системе географического образования предусматривают развитие:
l способностей и потребностей школьников в экологической деятельности;
l интеллектуальное развитие школьников.
Воспитательные цели использования элементов географического прогнозирования в экологическом обучении и воспитании школьников в системе географического образования предполагают:
l формирование глобально ориентированного научного мировоззрения, на основе создания целостной картины мира;
l усвоение учащимися экологических ценностей, отражающих объективную целостность и ценность природы;
l эмоциональное, эстетическое, познавательное восприятие природы;
l формирование ответственности за сохранение природной среды на Земле;
l понимание необходимости построения экосообразных отношений общества и природы на международном и внутригосударственном уровнях;