Генезис тестирования в истории отечественного образования
Однако тестовые методики, независимо от результатов полемики и самого эксперимента, связанного с ЕГЭ, уже стали важной составляющей образовательного процесса. Эксперимент с ЕГЭ показал, что тестированию можно придать всеохватный характер. Тесты уже применяются тысячами учителей и преподавателей, что свидетельствует о важном социально-педагогическом значении тестирования. Очевидно, что универсализм, огромные потенциальные возможности применения в образовании, приемлемая объективность получаемых результатов тестирования подтверждают их социально-педагогическую, теоретико-методологическую и практическую ценность как за рубежом, так и в современной России. Значение тестов в образовании будет возрастать. Освоение участниками образовательного процесса тестовых технологий формирует в обществе тестовую культуру, а в перспективном плане выводит тестирование на уровень задач, связанных с модернизационными процессами современной России. Развитие тестирования в образовании вызывает (и не только среди тестологов) закономерный интерес к генезису тестирования, под которым мы понимаем зарождение предпосылок, становление и формирование многообразных систем испытаний вплоть до появления научно обоснованной стандартизованной процедуры измерения уровня способностей и образованности индивида, их развитие, становление и последующую трансформацию.
Изученность генезиса тестирования в образовании
. В разные годы тестирование постоянно привлекало внимание исследователей. Наиболее изучен генезис тестирования за рубежом (Р.Н. Дюбуа, Г. Ченси и Д. Доббин, А. Анастази, Г.А. Миллер). Р.Н. Дюбуа, например, за точку отсчета генезиса тестирования берет 2200-ые гг. до н.э., когда в древнем Китае была создана система испытаний для чиновников. Г. Ченси и Д. Доббин рассматривают связь тестирования и образования в древнегреческих государствах, оговариваясь при этом, что тесты в истории человечества играли более важную роль, чем мы об этом знаем. А. Анастази и Г.А. Миллер ограничиваются фрагментарным представлением генезиса тестирования в XIX-ХХ вв. Менее разработана эта проблема в нашей стране. В научных работах чаще всего можно встретить лишь фрагментарные сведения о развитии тестирования в образовании главным образом в XIX-ХХ вв. (И.А. Цатурова, В.С. Аванесов, А.Н. Майоров, Н.А. Даниличева). В.С. Аванесов указывает и на более ранние (чем в Китае) системы испытаний в странах Южного Двуречья.
Историографию генезиса тестирования в отечественном образования можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает период от начала ХХ в. до 1936 г., когда по политическим причинам под запретом оказалась не только педология, но и фактически все тестологические исследования. Первая в России публикация историографического плана появилась в 1903 г. Это была работа зачинателя отечественного тестового движения А.П. Нечаева об основателе педологии С. Холле. Проблему генезиса тестирования в первой трети ХХ в. в той или иной мере затрагивали в своих трудах Г.И. Челпанов, Н.Е. Румянцев, Е.В. Гурьянов, А.М. Шуберт, Ю.А. Левин, С. М. Василейский, И. Н. Шпильрейн. В работах этих авторов можно также найти описание зарубежных и отечественных тестовых методов. Аналогичные сведения дают и труды зарубежных ученых В.А. Лая, Э. Клапареда, Э. Меймана, Ф. Баумгартен, Г.М. Уиппла.
На втором этапе (1936-1956 г.г.) круг публикаций по тестологии сужается. После 1936 г. тестология была вычеркнута из перечня наук, финансируемых государством. В этих условиях даже упоминание тестологии допускалось только в плане критики и, как правило, с классовым клеймом «буржуазной науки». Исключением были лишь статьи в энциклопедиях, где критике сопутствовала и положительная оценка тестов.
На третьем этапе (1956г. по настоящее время) начинается постепенное возрождение научных тестовых исследований и расширение практики применения тестов в психологии, педагогике, системе профессионального отбора. Появляются работы, в которых в той или иной мере освещается проблемы тестологии, в том числе и генезис тестирования. Формальной точкой отсчета возрождения тестов можно считать 1956 г 25 февраля 1956 г. завершил работу XX съезд КПСС, а уже в марте журнал «Коммунист» опубликовал редакционную статью «Крепить связь психологической науки с практикой», в которой есть экскурс в историю психотехнических исследований с применением тестов, проведенных в 1934–1935 гг. Подобная же публикация появилась в апреле 1957 г. в журнале «Вопросы психологии». Показательно, что её автором был известный в 1920-х – 1930-х гг. тестолог С.Г. Геллерштейн.