Анализ способов и приемов выявления предпосылок у детей старшего дошкольного возраста
Достоинства методики:
- возможность системного использования поэтапной системы диагностических игр т заданий для дошкольников;
- возможность оценить состояние отдельных психических функций;
- подробный качественный анализ симптомов проявления недоразвития ребенка, предполагающий любой формы дисграфии;
- возможность выделения первичных симптомов и анализ их следствий;
- представлена подробная система нейропсихологического исследования;
- возможность исследования в научно-исследовательских целях.
Недостатки методики:
- сложность некоторых представленных тестов и проб;
- отсутствие количественной формы обследования ребенка.
С целью выявления предпосылок ранней дисграфии, определения коррекционной программы, прогнозирования развития, дети проходят всестороннее развитие. Нередко сведения, полученные по трафаретным схемам обследования устной речи детей, логопед не сопоставляет с данными глубокого изучения других сторон речи, его истории развития особенностями речевой среды, не выстраивает в определенную иерархическую систему первичные и вторичные нарушения речевой деятельности.
Разрабатываемая методика по выявлению предпосылок ранней дисграфии должна обеспечивать следующие условия:
- качественный анализ результатов обследования;
- интерпретация полученных данных в количественной форме;
- использование унифицированных критериев оценки выполнения заданий;
- подбор заданий в соответствии с возрастной нормой;
- построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядной уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы;
- отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия;
- возможность другому специалисту проанализировать документ и продолжить намеченную работу.
Учитывая вышеперечисленные недостатки фрагментарность анализируемых методик, условия, предъявляемые к диагностической методики можно сделать вывод о невозможности их использования для выявления предпосылок именно у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому необходимо разработать систему диагностических заданий, учитывая достоинства вышеперечисленных анализируемых методик.
Структура и последовательность использовалась из тестовой методики Т.А. Фотековой, насыщена подобранными заданиями и дидактическими упражнениями для детей старшего дошкольного возраста из методики З.А. Репиной. Эти методы предусматривают подробный качественный анализ данных. Однако в некоторых случаях могут быть полезны и удобны данные, полученные в ходе обследования в количественной форме. Подробную методику количественной обработки данных дает в своей работе Т.А. Фотекова, но в некоторых заданиях оценки представлены в долях балла, что трудоемко и неудобно для математической обработки и использования в работе с дошкольниками.
При оценке выполнения заданий Т.А. Фотекова использует критерий успешности четырех градаций. Для решения поставленных задач в данной работе удобнее использовать уровень тяжести выявления предпосылок дисграфии показатель характера тяжести допускаемых ошибок. Это даст возможность более дифференцированного подхода в выборе направлений коррекционно-логопедической работы. Используется в трех градациях оптимальной, допустимой и критической. В данной работе по разработке собственной методики представлено более унифицированная система уценок − трехбалльная.