Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма
- слова с безударными гласными;
- слова с закрытыми слогами;
- слова со стечением согласных - слова, в которых один и тот же согласный выступает то в твердом, то в мягком варианте;
- слова с глухими и звонкими согласными, отличающиеся друг от друга по одному существенному признаку.
Согласно исследованиям А.Р. Лурия [20], с трудом усваивается последовательность звуков в слове. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза составляет 75% от общего числа дисграфий - это самый распространенный вид дисграфии.
Согласно исследованиям В.К. Орфинской [25], дошкольного возраста должны быть доступны виды фонематического анализа слов:
- узнавание звука на фоне слова;
- определение примерного места звука в слове по принципу: в середине, начале, в конце слова;
- выделение звука из начала и конца слова.
Необходимо подчеркнуть, что полным фонематическим анализом слов ребенок постепенно овладевает лишь в процессе обучения его грамоте. По данным исследования Л.Г. Парамоновой [26] 25% детей подготовительной группы массовых детских садов не владеют простыми видами фонематического анализа слов. Хуже дела обстоят у детей, не посещающих детский сад. Профилактическая работа с детьми способна предупредить проявление у них дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.
Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза
Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Но у многих детей эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии. Данную предпосылку важно выявить и устранить до начала обучения ребенка грамоте, чтобы не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память» руки, о чём говорится в исследованиях Г.А. Волковой [2].
Необходимо обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и тонким зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать буквы русского алфавита, так как все они как в печатном, так и в рукописном шрифте из очень небольшого набора одних и тех же элементов, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв.
Таким образом, профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся препятствием к усвоению букв.
Состояние у ребенка зрительно-пространственных представлений можно проверить при обследовании, используя задания:
- понимание пространственных предлогов;
- самостоятельное называние ребенком пространственных предлогов;
- ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу;
- представление о форме и величине предметов;
- узнавание предметов в усложненных условиях;
- состояние зрительного анализа и синтеза;
- знание букв и узнавание их в усложненных условиях.
Эти же задания можно использовать и для профилактики, только число их нужно увеличить. В итоге проделанной работы ребенок старшего дошкольного возраста должен будет без труда справляться – сможет различать все буквы без труда [40].
Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования
Профилактика аграмматической дисграфии непосредственно связана с возможностью овладения ребенком морфологическим принципом письма. Ребенок должен практически усвоить основные правила словоизменения и словообразования, что выражается в грамматически правильном построении устных высказываний, по исследованиям А.Н. Гвоздева [4] заканчивается примерно к четырем годам, а системы словообразования – к восьми или даже к девяти годам.
По исследованиям А.Н. Корнева если первоклассник начинает свое обучение в условиях неполной сформированности у него грамматических систем, то дисграфия переходит в устойчивую дизорфографию [14].