Применение компьютерных технологий на уроке истории.
Реформирование системы образования в стране неизбежно приведет к широкому использованию компьютерной техники на всех уровнях образовательной лестницы.
Современная, доступная каждому учителю практика предполагает разработку и использование четырех уровней компьютерных программ по истории.
Первый уровень – это программы, содержащие вопросно-ответное преподнесение учебного материала с экрана компьютера.
Второй уровень – это программы, позволяющие учащемуся делать выбор правильного ответа из нескольких предложенных.
Третий уровень – это программы, требующие от учащегося выработки так называемого свободно конструируемого ответа на поставленные вопросы и ввода их в компьютер. Только после этого пользователь получает оценку.
Четвертый уровень программ – это программы для тех, кто стремится учиться только на «отлично», экстерников, а также лиц, обучающихся дистанционно.
Программы первых трех уровней не требуют от пользователя отличной оценки, они констатируют то, что он заработал. Программа четвертого уровня будет «работать» с пользователем до тех пор, пока он не получит высший балл.
В основе программы четвертого уровня лежит тот же принцип структурирования, что и у программ третьего и частично второго уровней. Но при получении за ответ на любой вопрос не отличной оценки, учащийся ориентируется в поиске нужных знаний до тех пор, пока не достигнет цели [23, C. 26].
Дидактическим средством, обеспечивающим в сжатые сроки качественный и всеобъемлющий объективный контроль за усвоением изучаемого материала, являются контролирующие программы.
Основное предназначение контролирующих программ – в короткие сроки выявить уровни знаний у всех учащихся по любому объему учебного материала – разделам, параграфам, темам, терминологии, хронологии и т.д.
Выявление и оценка знаний с использованием контролирующих программ имеет неоспоримые преимущества.
Во-первых, колоссальная экономия времени. За один урок без использования компьютеров учитель сможет оценить 5-6 среднеуспевающих учащихся. За это же время, но с использованием компьютеров, все учащиеся подвергнутся проверке знаний по 5-6 вопросам (6-8 мин. на вопрос). Если проверяется знание хронологии, то в несколько раз больше.
Во-вторых, учащийся проявляет полную самостоятельность в работе: сам высвечивает вопрос на экране дисплея, сам обдумывает его, сам формулирует и набирает ответ на него.
В-третьих, особое психологическое состояние учащихся. Оно проявляется: в настороженном отношении к «ящику с мозгами»; в радости (при получении отличной оценки); в огорчении (при получении плохой оценки) и т.д.
Дидактическим средством, обеспечивающим посредством ЭВМ управляемую работу учащихся в усвоении необходимого материала, является обучающая программа, включающая три составляющих ее части – вступительную, основную и заключительную [22, C. 20-21].
Компьютерные программы, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии как средство обучения – все это реальность сегодняшнего дня. Задача каждого учителя, овладевая данными технологиями, активно вводить их в процесс обучения истории, что позволит значительно повысить его эффективность, дать учащимся возможность получить информацию более высокого уровня, чем дают учебники истории или рассказ учителя. Однако, надо помнить, что компьютерные технологии – это только средство обучения, ведущая роль на уроке остается за учителем.