Роль и место высшей школы в общей системе образования в США
Двухгодичные колледжи готовят специалистов среднего звена или просто квалифицированных рабочих.
Четырехгодичные небольшие колледжи свободных искусств функционируют самостоятельно или входят в состав университета. Учебные планы и программы предусматривают подготовку как по фундаментальным, так и по прикладным наукам. Оканчивающим присваивается степень бакалавра в области свободных искусств.
В систему высшей школы входят также четырех- и пятигодичные высшие учебные заведения. Это технологические, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты, школы бизнеса и другие колледжи и институты, которые по своей организационной структуре и уровню подготовки специалистов можно отнести к вузам университетского типа.
Наиболее престижными из вузов страны являются университеты, ориентированные на аспирантскую подготовку и представляющие собой двухступенчатые учебные заведения. Американские университеты, в свою очередь, можно подразделить на университеты со развитой исследовательской инфраструктурой на уровне докторских программ и многопрофильные университеты с большим числом программ подготовки специалистов на степень бакалавра и магистра.
В западноевропейских странах исторически сложились три модели традиционного университета, в основе которых лежат: 1) ценности свободного обучения и совершенствования личности (британская модель); 2) ценности полезного знания (шотландская); 3) ценности интеллектуального исследования (немецкая). Американский университет ориентируется на соединение всех трех моделей в попытке отобрать все лучшее, что было достигнуто европейскими университетами в результате их многовекового развития. И все же, говоря об университетском образовании в США, как правило, имеют в виду не тип, а уровень престижности высшего образования, так как в стране нет четкого деления на университетский и неуниверситетский секторы образования и все высшие учебные заведения дают образование одного уровня, одинаково формально подтверждаемое дипломами.
В дополнение к тому, что уже говорилось о функциях университетов в американском обществе, можно было бы добавить, что престижность университетов, их ведущая роль в области научных исследований и образовании определяет то, что именно университеты ведут различного рода семинары для высшего руководящего состава сферы бизнеса, для специалистов, работающих в разных областях промышленности и сельского хозяйства США. В работе семинаров участвуют все его члены на равных правах, независимо от статуса и уровня компетентности.
В настоящее время университетское образование – это быстрорастущая индустрия, потребляющая более 2% валового национального продукта, в которой занято более 4% населения. Надо заметить, что 32% университетов – частные, которые, несмотря на небольшие размеры, обеспечивают широкую многопрофильную подготовку. Университеты США стремятся дать студентам всеобъемлющие знания по изучаемым дисциплинам, акцентируя внимание на новейших достижениях в науке, технике, экономике и т.д.
Вообще по своим размерам вузы США довольно разнокалиберны: они представлены учебными заведениями с контингентом студентов от 200 до 30 000 и более человек. Их размеры определяются совокупностью целого ряда факторов, среди котрых можно было бы отметить такие, как принадлежность (частные или государственные), тип подготовки, географическое расположение, а также другие социально-экономические и демографические факторы.
Наибольшее количество вузов находится в штатах Нью-Йорк, Калифорния, Иллинойс, Пенсильвания и Техас. Несмотря на значительную концентрацию вузов в перечисленных штатах, в целом они размещены по стране более или менее равномерно.
Высшая школа США в основном обеспечивает нужды экономики страны и выпускает специалистов высокой квалификации практически по всем направлениям хозяйства. (См. таблицу №1 в приложении).
Следует отметить также, что в связи с ростом масштабов и занчения непрерывного образования в США изменилась ситуация и в области вечернего и заочного обучения, в том числе инженерно-технического. Этому бесспорно содействовало принятии целого ряда государственных законов, направленных на стимулирование развития различных форм вечернего и заочного обучения.
В результате если в конце 60-х – начале 70-х годов только 7-8 вузов предлагали вечернюю форму обучения, то, например, в 80-х годах ежегодно получали высшее образование без отрыва от производства 5 млн. американцев, около 75% всех американских колледжей реализуют программы вечерней подготовки.