Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой

При работе над выразительностью речи, отмечает Рыбникова, необходимо отмечать эти остановки среди строки, указывать учащимся на их художественное значение. Эти точки акцентиру­ют диалог; нужно умело их использовать для передачи живой ре­чи. И эта живая манера речи ярко выступает на мерном ритме сказки (четырехстопный хорей), перебивая его паузами среди строчек.

Другая форма остановки среди строки—это цезура, ритми­ческий перелом строки в середине, прием, проходящий в неко­торых стихотворениях из строки в строку:

Тучки небесные,||вечные странники;

Степью лазурною,]! цепью жемчужною Мчитесь вы,||будто как я же изгнанники, С милого севера|]в сторону южную.

Стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, приучающие детей к мерным хореям, ямбам и дактилям, перебиваются свободными строками басен Крылова. Разностопное строение басни прекрасно выражает стремление баснописца уловить гибкость и живость бы­тового, разговорного языка.

Кричит;

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!»

Чтение басен приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросных и воскли­цательных интонаций. Перед нами просторечие, и чтение басен должно передавать это стилистическое свойство данного текста.

В VI—VII классах мы усложняем нашу работу, соединяя чте­ние стихов с чтением прозы (в порядке постановки выразительного чтения), и ставим очень трудную для учащихся задачу—выра­зительное произнесение сложного предложения.

Почему выразительное чтение прозы труднее выразительного чтения стихов? Потому что стихи—это строго организованный синтаксис; стихи—чередование ритмически, мерно идущих пред­ложений, идущих строками и строфами. В прозе есть свой ритм, но

его труднее уловить, труднее передать прозу достаточно музы­кально и четко. Поэтому, говоря о системе обучения вырази­тельному чтению, мы и выдвигаем на первое место стихи и предлагаем обучать выразительному произнесению прозы во вторую очередь, обучать этому школьника, уже владеющего навыками чтения стихов.

Обучая выразительному чтению прозы, можно исходить из зна­ков препинания, но, в сущности, точек и запятых совершенно не­достаточно; читающий вынужден делать целый ряд остановок, по­мимо запятых, и, обратно, на запятых-то именно зачастую мы и не останавливаемся. 'Выразим графически данное положение:

Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, , кто только был налицо;

и когда пришли двое из них

и есаул Дмитро Товкач,

старый его товарищ,

он им тот же час их представил,

говоря:

«Вот смотрите, какие молодцы!

На Сечь их скоро пошлю».

Гости поздравили

и Бульбу,

и обоих юношей

и сказали им,

что доброе дело делают

и что нет лучшей науки для молодого человека,

как Запорожская Сечь.

Прочитать десять строчек из сказки Пушкина неизмеримо лег­че, нежели этот абзац прозы Гоголя. Находить логическое ударе­ние, и выдерживать паузы на точках при чередовании простых предложений—дело сравнительно легкое. Вот пример прозаиче­ский:

«Послышался ровный, спокойный шум. Большая, холодная кап­ля упала на колено Егорушки, другая поползла по руке».

Стихов, выдержанных в сравнительно несложном синтаксисе, достаточное количество (и в программе V и VI классов), но про­за Тургенева, Горького, Гоголя, Толстого строится преимуществен­но на предложении сложном. Дать выразительное чтение текстов из «Тараса Бульбы», из «Бежина луга», из «Грозы» Толстого смо­гут очень немногие из шестиклассников.

Итак, VI и VII классам надлежит заняться работой над про­изнесением распространенного и сложного предложения, передан­ного в прозе, а также, конечно, и в стихах.

Рыбникова считает, что необходимость учить выразитель­ному чтению, не только попутно знакомясь с текстом во время разбора, но и на специальных уроках—пусть их будет ничтожное количество. Эти уроки, обучающие толковому и выразительному произнесению распространенного и сложного пред­ложения, в VI и VII классах должны быть отнесены (в смысле учета времени и по сути дела) к урокам русского языка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5