Классификация (группировка) специфических методов исследования в физическом воспитании
анализ
литературных источников
экспериментальный
контрольный
индивидуальный
педагогический анализ и оценка
хронометрирование
контрольные испытания
анализ текущей учебной документации
опрос: анкетирование, интервью, беседа
регистрация техники выполнения
стенографирование
Методы организации учебно-воспитательной работы в опытных группах
имеют три разновидности:
1) экспериментальный метод, при котором в учебно-воспитательный процесс вводятся какие-то новые педагогические факторы для изучения эффективности их воздействия;
2) контрольный метод, при котором выдерживаются общепринятые форма и содержание учебно-воспитательной работы как критерий сравнения с экспериментальным методом;
3) индивидуальный метод, при котором учебно-воспитательный процесс осуществляется педагогом в соответствии с личными планами без какого-либо вмешательства исследователя.
Первые два метода часто сопутствуют друг другу при проведении сравнительного эксперимента в опытных группах. Экспериментальный метод может применяться без контрольного (например, в тех случаях, когда эффективность учебно-воспитательного процесса оценивается путем сравнения показателей до и после введения нового педагогического фактора). Контрольный метод без экспериментального теряет свой смысл, а потому отдельно не применяется.
Индивидуальный метод применяется в тех случаях, когда необходимо изучить реальный педагогический процесс, непосредственно в него не вмешиваясь.
Необходимость выделения названных методов в отдельную группу диктуется специфичностью их задачи воспроизведения того или иного учебно-воспитательного процесса. Этими методами осуществляется главное - решаются те или иные педагогические задачи, степень решения которых определяется методами второй группы.
Методы сбора текущей информации
могут быть самыми разнообразными - от обычного визуального анализа и оценки до применения современных электронных регистрирующих устройств. Всякие попытки создать постоянную группировку этих методов будут обречены на провал, поскольку они постоянно видоизменяются. Можно говорить лишь о тех методах, которые устоялись в практике исследований и не имеют тенденции к исчезновению.
Отличительной чертой всех перечисленных методов является то, что с их помощью можно получать сведения о результативности педагогического процесса в ходе самого обучения и воспитания, до или после него.
Методы получения ретроспективной информации
включают анализ литературных источников, анализ документальных материалов и анкетирование ретроспективных событий.
В отличие от предыдущей группы, с помощью этих методов можно получить информацию только в ретроспективном плане. Известно, что даже самая оперативная публикация попадает к читателю минимум через несколько месяцев после окончания исследования. Поэтому главной задачей использования методов ретроспективной информации является определение того, что ранее сделано другими исследователями по теме, поставленной для разработки. Правда, в зависимости от задач исследования анализ документальных материалов и анкетирование могут использоваться, как сказано выше, и для сбора текущей информации.
Методы математической обработки