Образование как капитал
Культурный капитал, объективированный в материальных предметах и средствах, может передаваться материально. Однако культурный капитал существует в символически и материально активной и эффективной форме только тогда, когда он присваивается агентами, воплощается и инвестируется как орудие, как средство борьбы на полях культурного производства.
Наделяя культурный капитал институциональным признанием, академическая квалификация делает возможной сравнение квалификации его владельцев, позволяет установить пропорции обмена между культурным и экономическим капиталом.
Возможность конвертации различных типов капиталов служит основой стратегий, направленных на обеспечение воспроизводства капитала. Трансформация экономического капитала в культурный предполагает затраты времени, возможные благодаря обладанию экономического капитала. Это обеспечивает передачу данного капитала и откладывает выход на рынок труда путем продолжения образования – вложения, приносящего плоды в лучшем случае в очень долгосрочной перспективе.
Другой социолог В.В. Радаев, на основе работ П. Бурдье, предлагает иную классификацию капитала[8] – экономический, физический, культурный, человеческий, социальный, административный, политический, символический капитал.
Из всех выше перечисленных форм нас будет интересовать «человеческий капитал» (напомним, что это понятие ввел Г. Беккер). В.В. Радаев так раскрывает смысл этого вида капитала: «В своем инкорпорированном состоянии человеческий капитал представляет собой совокупность накопленных профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых в процессе образования и повышения квалификации, которые впоследствии могут приносить доход»[9]. В отличие от культурного капитала, человеческий капитал - рефлексивное знание, имеющее логическую структуру.
В вещной форме этот капитал существует в виде корпуса обучающих текстов и практик, призванных транслировать специфические знания и демонстрировать процедуры выработки новых навыков. А в институционализированном состоянии он подкрепляется системой формальных сертификатов, включающих дипломы, разряды, лицензии, патенты, свидетельствующие о получении искомых знаний и навыков.
Человеческий капитал непосредственно связан с социально-профессиональной стратификационной системой, в которой группы делятся по наличию образования и профессиональной квалификации, условиям и содержанию труда, образующими границы между профессиями и специальностями.
«Подобно культурному капиталу, человеческий капитал не передается в одночасье, сертификаты не обмениваются и не передаются от одного человека к другому. Накопление человеческого капитала требует относительно длительного процесса образования»[10].
Под воздействием теории человеческого капитала сформировался иной взгляд на образование. Это подтверждают и работы П. Бурдье «Наследники», «Воспроизведение» и др.
Таким образом, мы видим, что человеческий и символический капитал становятся ведущими факторами развития современного общества. А значит, им и институтам, их обслуживающих, должна оказываться максимальная государственная поддержка. Это должно стать важной составляющей социальной политики, что в свою очередь даст возможность развития символического и, следовательно, человеческого капитала. Такие возможности в каждом обществе имеют институционализированный характер. Это институт образования. Именно от его состояния зависит во многом качество человеческого капитала.