Психологические особенности ребенка
В этот период в процессе активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное.
Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-двойственным. В это время в совместной деятельности со взрослыми ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит его тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш.
Помимо собственно предметных действий для развития ребенка раннего возраста важны и такие, как рисование и игра. Рисунок ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком, это скорее каракули. Но на третьем году уже появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом.
Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Играя, ребенок манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредотачиваясь на самих действиях с ними.
Третий год жизни детей привносит новое, имеет свои неповторимые особенности и в общем развитии, и в методике ознакомления с народной поэзией.
К концу третьего года жизни у ребенка усиливается произвольность и преднамеренность поведения, появляется умение выполнять задания в русле заданной взрослыми систем, наблюдается усиленное развитие активных ориетнировочно-исследовательских действий, возрастает познавательский интерес к окружающему миру, а вместе с этим и понимание причинно-следственных связей и отношений.
Данные науки, опыт передовой педагогической практики говорят о том, что при условии систематической и целенаправленной педагогической работы дети третьего года жизни способны овладевать высокими для данного возраста навыками умственной деятельности. Этот период детства заключает огромные потенциальные возможности, которые можно реализовать, учитывая ведущие линии овладения важнейшими навыками.
Ведущей необходимо считать линию на формирование наглядно-образного мышления и воображения, овладение элементами знаковой культуры общества. Особую роль начинают играть дальнейшее овладение речью и познание окружающего.
Малыши исключительно чутки к окружающему миру, а главное, уже нацелены на поиск информации, обостренно реагируя не столько на констатацию явления, сколько на изменения в нем, т.е. модификацию различных связей и отношений.
На третьем году жизни ребенка продолжает формироваться наглядно-действенное мышление, в недрах которого развивается наглядно-образное мышление. Знания, ранее усвоенные на эмоционально-чувственной ориентировочной основе, начинают переходить в образный план, интенсивно развиваться воображение.
Еще одна особенность третьего года жизни: наряду с возникшей способностью образного восприятия у детей постепенно формируется реалистическое понимание действительности.
Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. Как правило, он уже может дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, помнит ход действий, их последовательность; может рассказать, чем все закончилось. Сопоставляя реальное и сказочное, действительное и "понарошечное", смешное и грустное, учится анализировать окружающий мир.