Особенности физического воспитания в семье детей младшего школьного возраста
Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиям. Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующих развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств». В процессе физического воспитания приобретает также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленными и в силу этого более результативным.
К задачам, решаемым, в этом возрасте относится:
1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
3) развитие координационных (равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования в пространстве) и кондиционных (выносливости и гибкости) способностей;
4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;
5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности;
7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнениях. [11; 190]
Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присуще все признаки педагогического процесса. Отличной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, дееспособность. [4; 145]
Средства физического воспитания
Одним из средств физического воспитания детей младшего школьного возраста в семье является физическая культура. Она включает массаж, гимнастику, спортивные упражнения, подвижные игры, а также закаливания.
Массаж –
механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание) на кожу с определенной силой и в определенной последовательности. Он оказывает на организм разнообразное влияние. Массаж назначается в зависимости от физиологических особенностей.