Теоретические основы воспитательной работы в классе.
•Создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания.
•Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.
Классный руководитель определяет цели и задачи с учетом целевых установок школы, параллели классов, мнения учащихся и их родителей, исходя из особенностей класса, специфики его жизнедеятельности .
Основные направления воспитательной деятельности классного коллектива необходимо определять, опираясь на Концепцию воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программу воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Классный руководитель должен руководствоваться в своей деятельности методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по организации воспитательной работы на учебный год. В планировании жизнедеятельности класса должны быть задействованы как минимум три стороны: дети, педагоги, родители на основе добровольного согласия. Важно участие в планировании и других людей, которые интересны учащимся.
Если классный руководитель строит свою воспитательную работу на основе системно-ролевого подхода, то в плане могут быть такие разделы (В.Т. Кабуш):
"Я и общество", "Я и природа", "Я и моя школа", "Я и моя семья", "Я и мое Я". В основу планирования можно положить целевые программы: "Учение", "Общение", "Досуг", "Образ жизни", "Здоровье" или общечеловеческие ценности: земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек. Приоритетными направлениями в современной школе Дереклеева Н.И. называет следующие:
"Здоровье", "Взаимодействие", "Нравственность", "Интеллект", "Досуг", "Семья".
При планировании воспитательной работы с учащимися классному руководителю необходимо учитывать следующее:
•Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся.
•Каждое планируемое мероприятие должно решать определенные задачи.
•Начинающий классный руководитель должен внимательно изучить систему мероприятий класса в предыдущие годы.
•В планировании отвести важное место традиционным мероприятиям школы и класса.
•Внеклассные мероприятия должны быть разнообразными по форме, по содержанию, интересными и развивающими.
•Планирование должно учитывать даты, традиции, связанные с историей страны, города, села, района, самой школы и т.д.
•При выборе форм и способов работы классный руководитель должен отдавать предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и их родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе.
•Важно правильно определить сроки осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение.
Для получения большей результативности воспитательной работы с учащимися и родителями можно предложить им ответить на ряд вопросов с целью изучения их отношения к делам класса. Целесообразно проводить такое исследование не в начале учебного года, а в конце, когда подводятся итоги школьного года, определяются задачи будущей деятельности класса и классного руководителя. Можно, например, предложить учащимся вспомнить все дела класса, в которых они участвовали, а затем попросить определить из этого списка классных дел:
а) самые интересные; б) самые значимые для ученика; в) самые скучные; г) самые полезные.
Полученная информация даст возможность классному руководителю заранее предположить, что можно включать в план воспитательной работы.