Заключение
Итак, одним из важных условий воспитания и самовоспитания личности является педагогизация микросреды, основанная на повышении педагогической культуры личности, являющаяся предпосылкой для уменьшения влияния взаимоисключающих воздействий микросреды на личность ребенка и усиливающая фактор целенаправленного воспитания.
Одно из условий педагогизации микросреды - развитие, укрепление сотрудничества школы и семьи в воспитании ребенка.
Основные аспекты сотрудничества:
изучение ребенка, особенностей его развития, возможностей и способностей;
определение цели и задач воспитания;
определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;
своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса;
выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;
коррекция воспитательных усилий на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.
Содержание взаимодействия школы и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка.
Сложность проблемы определяется тем, что степень влияния школы, семьи, других микросоциумов на детей неодинаковы, разные типы микросреды по-разному влияют на одного и того же ребенка. Кроме того, микросреда улицы может опережать или отставать по социальному влиянию от тех отношений, которые складываются в школьных, классных, других коллективах.
Социальная основа сотрудничества школы и семьи в воспитании детей заключается в совпадении целей школы и родителей.
Базовым фактором для развития сотрудничества и, следовательно, создания благоприятной микросреды является педагогическая культура личности воспитателя (родителей, педагогов).
[1] Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Просвещение-АСТ, 2001. С. 12.
[2] Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. С. 18.
[3] Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М., 2000. С. 12.
[4] Искусство быть родителем // Материалы научно-практической конференции / Под ред. Шишмаковой Е.В. – Благовещенск, 2000. С. 59.
[5] Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. – Ориенбург, 2003. С. 159.
[6] Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. - М.: ТЦ Сфера, 1996. С. 115.
[7] Культура семейных отношений. Сборник статей. - М.: Знание, 1985. С. 49.
[8] Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993. С. 43.
[9] Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Педагогика, 1980. С. 38.
[10] Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993. С. 102.
[11] Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Просвещение, 1982. С. 54.