Современная российская семья и семейное воспитание
можно отметить следующие:
невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т.д.);
низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;
двойная нагрузка на женщину в семье - и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простой семье с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома - 36. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 часов;
высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод - это всегда проблема воспитания детей;
бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока законодательство закрепляет положение, при котором воспитание остается святой обязанностью женщины-матери, объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;
обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы;
увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты, хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье[4].
Педагогическая теория, пожалуй, ничего нового в этом плане открыть не может: неотвратимо действуют общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных, экономических отношений. Вся надежда на учителя, на его подвижническую деятельность в плане:
гуманизация отношений в семье. Авторитаризм исчерпал себя. Когда людям нечего терять, запугивания не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее собственных детей;
объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях;
координация сотрудничества с гуманитарными фондами, обществами, в частности организациями Красного Креста, разработки и реализации совместных программ.
Главное, не терять веры в людей, в собственные силы и возможности, во всепобеждающую силу добра. Общество и раньше переживало трудные времена, но всегда стремилось к лучшему. Немаловажную роль в этом всегда играли и играют Учителя. Современные педагоги высказывают сожаление о том, что "педагогика зоны", "педагогика колонии" А.С. Макаренко, которую отвергли сторонники демократических преобразований, похоже скоро вернется в новые зоны и колонии, если не будут приняты радикальные меры по предотвращению кризиса семьи, по укреплению ее устоев[5].