Воспитательно-реабилитационная работа в русской школе интернатного типа

Яркое представление о взглядах К.Д. Ушинского на характер воспитания женщин дают воспоминания бывшей ученицы Смольного института Водовозовой Е.Н. Вот как она отзывается о его лекции по педагогике: «Он начал ее с того, что доказал всю пошлость, все ничтожество, весь вред нравственного убожества ваших надежд и несбыточных стремлений к богатству, к нарядам, блестящим балам и светским развлечениям. «Вы должны, вы обязаны, — говорил он, — зажечь в своем сердце не мечты о светской суете, на что так падки пустые, жалкие создания, а чистый пламень, неутомимую, неугасимую жажду к приобретению знаний раз вить в себе, прежде всего, любовь к труду, без этого жизнь ваша не будет ни достойной уважения, несчастливой. Труд возвысит ваш ум, облагородит ваше сердце, даст вам силы забывать горе, тяжелые утраты, лишения и невзгоды, чем так щедро усеян жизненный путь каждого человека. Он доставляет вам чистое наслаждение, нравственное удовлетворение и сознание, что вы недаром живете на свете . Постоянно расширяя умственный кругозор, он мало-помалу будет открывать вам все новый и новый интерес к жизни, заставит все больше любить ее не ради эгоистических наслаждений и светских утех . Постоянный труд разовьет в душе нашей чистейшую любовь к ближнему, а только такая любовь дает честное, благородное и истинное счастье. И этого может и должен добиваться каждый, если он не фразер и не болтун, если у него не дряблая натуришка, если в груди его бьется человеческое сердце, способное любить не одного себя; добиться этого величайшего на земле может каждый, следовательно, человека можно считать кузнецом своего счастья».

Под влиянием педагогических идей К.Д. Ушинского происходят серьезные изменения в учебно-воспитательной работе закрытых заведений, особенно кадетских корпусов, военных гимназий, куда в первую очередь зачислялись сыновья погибших на войне офицеров, сдавшие вступительные экзамены. Обязательными являлись два «возраста»: первый, имеющий воспитанников от 10 до 14 лет, и второй —14— 17 лет. Каждый «возраст» находился в особом, изолирован ном помещении, с отдельными классами и спальными залами для игр и отдыха, местом для прогулок. Это облегчало воспитателям выполнение их обязанностей и предохраняло младших воспитанников от дурного влияния на них старших. «Возраст» жил в соответствии с распорядком дня и выработанными для него правилами. Руководил каждым отделением воспитатель из офицеров или гражданских лиц, имеющих педагогическую подготовку. «Полное сознательное усвоение сочинения Ушинского «Человек как предмет воспитания» можно было бы считать мерилом удовлетворительной подготовки лица для поступления в воспитатели», рекомендовал Н.Ф. Бунаков в своих «Заметках об условиях воспитания в военных гимна зияю».

Жизнь воспитанников в военных заведениях нуждалась в разумно организованном порядке, при котором детям могла быть предоставлена возможность проявлять свои склонности и интересы. Режим дня и правила поведения не только способствовали воспитанию у детей порядка и организованности, они разрабатывались еще и с целью искоренения различных пороков и недостатков поведения, наблюдавшихся у юношей. «Воспитанник, указывалось в правилах, должен избегать лжи (даже в шутку), злословия и наушничества». «Злое и своевольное обращение с товарищами не допускается». «Все распоряжения воспитателей должны выполняться немедленно и охотно, если даже они не соответствуют желаниям воспитанника».

Правила определяли и другие стороны поведения. Воспитанникам вменялось в обязанность заботиться о чистоте и опрятности своего тела, платья, а также книг, тетрадей и пособий. Одежда должна была застегиваться на все пуговицы, ногти и волосы на голове следовало коротко стричь. Воспитанники сами чистили свое платье, сапоги, прибирали личные вещи и приучались к самостоятельности.

За столом они должны были, есть опрятно, не спеша, правильно пользоваться столовым прибором и салфеткой.

За всякие оказанные услуги следовало благодарить и самому стараться быть услужливым мальчиком. Разговаривая со старшими, воспитанник должен стоять в приличной позе, не облокачиваясь, не опираясь на предметы, смотреть в глаза собеседнику, не перебивать его вопросами, не смеяться и отвечать сдержанно, следя за правильностью своей речи.

Садиться при взрослых ему разрешалось только после их приглашения. При встрече с взрослыми полагалось вставать, вежливо кланяться, но первому не подавать своей руки. Находясь у кого-либо в доме, воспитанник не должен был вступать в споры, подсаживаться к карточным столам, находиться в курительной комнате и начинать без приглашения разговор. Ему следовало, деликатно обращаться со всеми людьми и, в частности, с прислугой. Курение табака и употребление спиртных напитков воспитанникам категорически запрещалось. Присылаемые родителями или родственниками деньги должны сдаваться на хранение воспитателям, которые выдавали детям мелкие суммы и только на приобретение полезных вещей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7