Сравнительное исследование танцевальной деятельности детей различных школ
Исследование было проведено в форме наблюдения за танцевальной деятельностью детей в хореографической студии при ДДЮТ "Рассвет" и в школе искусств №29. В качестве объекта исследования были выбраны дети второго года обучения технике "джаз-модерн" в возрасте 5 - 6 лет.
Программа обучения предполагает 2 занятия в неделю по 1,5 часа.
Наблюдение проводилось с целью выявления творчества у детей на занятиях оп хореографии. В общей сложности было просмотрено 24 занятия.
По итогам наблюдения в хореографической студии при ДДЮТ "Рассвет"
можно отметить, что форма построения занятий и их содержание практически не оставляют свободы для творческой самореализации детей. Занятия построены однотипно, и обучение носит традиционный характер.
Содержание обучение - работа над техникой, разучивание танцевальных комбинаций.
Метод обучения - репродуктивный (показ - повтор).
Структура построения занятия:
разминка аэробического типа;
изучение технических элементов танца - показ движений педагогом, повторение учениками;
разучивание танцевальных последовательностей, предложенных педагогом;
самостоятельное воспроизведение разученного материала.
Таким образом, наблюдение позволило сделать следующие выводы:
деятельность учеников на занятии носит репродуктивный характер и заключается в механическом запоминании предложенного материала с последующим его воспроизведением;
ориентация обучения - на накопление технических знаний, умений и навыков посредством информативной передачи, практического закрепления и воспроизведения;
преобладание коллективных (фронтальных) форм обучения, т.е. приоритет коллективного результата по отношению к индивидуальным возможностям личности обучаемых;
ученик является объектом обучения, его инициативность и творчество остается невостребованным;
внимание детей большую часть времени сосредоточено во вне (на педагоге), а не на внутренних ощущениях и осознании собственного тела и движений.
В результате идет механическое заучивание без понимания природы и смысла движений. Непластичность проявляется:
в изменении напряжения при повышенном старании правильно выполнять задания;
в движениях детей не хватает свободы и естественности, они слишком озабочены проявлением внешней формы;
в низком уровне осознанности движений и скованности при взаимодействии;
в плохой концентрации и высокой отвлекаемости детей, плохой ориентации в пространстве.
Наблюдение занятий детей школы искусств №29
позволило отметить следующее. Воспитание и развитие в танцевальном творчестве происходит с учетом многогранности танца с использованием различных игровых приемов, которые позволяют разнообразить структуру и содержание занятия.
Структура занятия:
разминка с использованием различного фольклорного творчества, как правило, прибауток и скороговорок;
изучение технических элементов танца с использованием игровых приемов;
разучивание танцевальных последовательностей;
игровые моменты;
самостоятельный поиск движений.
Введение игровых форм с элементами фольклора и собственно игр в процесс обучения танцевальному творчеству позволяет создать ту мотивационную базу, без которой такое творчество невозможно.
Актуальность и целесообразность широкого использования народных игр в рамках личностного развития обусловлена тем, что игра полифункциональна по своей природе, за счет чего она выполняет несколько функций.
Усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения детьми школы искусств происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствует выразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.