Проблема взаимодействия танца и фольклора

Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Для того чтобы поднять ребенка на новый уровень произвольности, необходимо, опираясь на его эмоциональное отношение, интересы, желания найти такое средство, которое станет побудителем собственной активности ребенка, и будет мотивировать его действия, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься самостоятельной творческой деятельностью. Именно таким стимулом и является фольклор.

В психологии давно уже установилась близость, и даже синонимичность понятий "личности", "свободы" и "творчества". Э.В. Ильенков писал: "Свободы не в обывательском смысле, в смысле упрямого стремления делать то, что "мне желается", а в смысле развитой способности преодоления препятствия, казалось бы, непреодолимые, преодолевать их легко, изящно, артистично, а значит, в способности каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам, стереотипам, алгоритмам, но и каждый раз индивидуально варьировать всеобщие способы действия применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям, особенностям материала"[24].

Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это - важнейшее требование к условиям ее формирования.

Ростислав Захаров писал: "Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и в жизни. Ведь в искусстве отражается жизнь, и поэтому, беседуя о нем с молодежью, нельзя не говорить при этом об окружающей нас жизни. Личность человека, как известно, складывается из его субъективного отражения объективной действительности. Каждый человек может выбирать из этой действительности то, что он захочет. Одни - оптимисты, другие - пессимисты. Оптимисты видят мир в более позитивных красках. Какова психика художника, такое и отражение найдет в его искусстве действительность: в жизнеутверждающем, оптимистическом звучании и унылом, беспросветном. Психический склад художника, его мировоззрение - вот что определяет акт рождения искусства"[25].

Недаром существуют такие понятия, как концепция и композиция. Так вот, концепция - это есть то, что сформировано мыслью, разумом, психикой человека, это внутренняя форма будущего произведения и является своего рода программой будущей внешней формы - композиции.

Композиция же - это то, что уже сочинено, будь то музыка, драма, опера или балет. И вот бывает так, что концепция, может, и очень хороша, но не хватило таланта, в композиции это не получилось.

Бывает и иначе: композиция превосходна, а концепция оказалась с гнилым зернышком. На первый взгляд не разберешься: вроде бы все красиво, все нравится, и аплодируем, а чему, спрашивается, красивости танца, технике исполнения? Вот поэтому необходимо обратить внимание учеников, прежде всего на идею, которая лежит в основе каждого танца, и сделать это возможно с использованием фольклора, так как именно различные формы фольклора ближе всего детям. От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральные и эстетические принципы его учеников.

Перейти на страницу: 1 2