Результативность опыта
Таким образом, использование в практике работы по физическому воспитанию сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволило повысить эффективность процесса физического воспитания и оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Контроль за проведением экспериментальных занятий осуществляется заведующей детским садиком по следующему алгоритму:
Просмотр занятий.
Были ли соблюдены гигиенические требования (облегченная одежда и обувь детей, проветренное помещение). Сколько времени заняла подготовка к занятию (уборка мебели, переодевание детей, подготовка пособий), как участвовали в ней дети. Время начала занятия. Длительность каждой части.
Удалось ли воспитателю сконцентрировать внимание детей для выполнения упражнений. Как проводились общеразвивающие упражнения (с предметами и без них). Какими методами пользовался воспитатель при формировании у детей правильных навыков. Достаточно ли точным и кратким был показ и объяснение упражнений, сколько раз они были повторены, качество выполнения их детьми. Сколько детей и кто именно неправильно выполнял те или иные движения. Замечал ли это воспитатель и как реагировал на ошибки.
Какими приемами воспитатель добивался, чтобы дети правильно выполняли движения. Приходилось ли детям долго ждать очереди для выполнения упражнения. Насколько дети были внимательны, нарушалась ли дисциплина и в какие моменты. Каково было самочувствие детей во время занятий, устали они или нет, в чем выражалась усталость. Время окончания занятия.
Анализ занятий.
Заведующий анализирует правильность построения занятия, содержание каждой его части, приемы руководства, навыки, умения и поведение детей. Отмечает общую длительность занятия и каждой его части.
Соответствовал ли подбор игр, упражнений программным требованиям и возможностям детей. Какой новый материал включен в занятие.
Каким методом (поточным, групповым, индивидуальным) пользовался воспитатель при формировании у детей правильных навыков выполнения основных движений, какие пособия использовал.
Сколько раз повторялось движение каждым ребенком, как было организовано обучение детей (дополнительный показ, пояснение, повторение, индивидуальный подход).
Каково качество выполнения детьми упражнений в основных движениях. В чем конкретно проявлялась забота воспитателя о насыщенности занятия (обеспечение достаточным количеством пособий, организация детей).
Какими приемами воспитатель поддерживал дисциплину (предлагал ли детям понаблюдать и оценить, как выполняют упражнение товарищи).
Правильно ли выбрана игра, обеспечивала ли она физиологическую нагрузку для всех детей.
Поведение детей в игре, выполнение правил. Удачно ли и своевременно окончено занятие.
[1] Сигимова М. Загадки Морского Царя. К проблеме общения воспитателя со старшими дошкольниками в процессе познавательных игр-занятий на экологические темы (конспект познавательной игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста) // Дошкольное воспитание, 1995, № 2, c. 9-11.
[2] Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры, 1986, № 10, c. 21-25.
[3] Шарманова С.Б., Федоров А.И. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников.// Журнал "Физическая культура".-1997.-№3.