Технология опыта
В детском саду постоянно организуются физкультурные досуги, ежегодно - физкультурные праздники (летний и зимний), когда дети показывают свои умения, соревнуются в скорости и ловкости.
Основные движения ребенка в возрасте от 3 до 7 лет постепенно совершенствуются. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, как ходят, бегают, прыгают трехлетние и семилетние дети, как выполняют они задания, связанные с быстротой, ловкостью, умением владеть своими движениями, действовать сообща, преодолевать препятствия.
Но не только возраст играет здесь роль. Все эти ценные качества и умения развиваются хорошо, если ребенок имеет возможность упражняться; в противном случае он и к концу дошкольного возраста остается неловким в движениях, несмелым.
Важно подбирать для детей игры и доступные упражнения, всесторонне развивающие их. В подвижных играх развиваются физические силы детей, крепнет здоровье, лучше становится аппетит, сон.
В коллективном воспитании детей в детском саду подвижным играм мы уделяем большое внимание. Ежедневно с детьми проводится та или иная игра, выбираются игры с разными видами движений: с бегом, прыжками и т.д.
С младшими детьми (в возрасте 3-4 лет) проводятся игры с самыми простыми, интересными для них заданиями: в игре "Найди свой домик" они должны добежать до флажка определенного цвета, в игре "Наседка и цыплята" - подлезать под натянутую веревку, в любимой всеми народной игре "У медведя на бору" - убегать от ловящего.
Для детей постарше (5-6 лет) подбираются игры с более разнообразными движениями, иногда в различных сочетаниях. "Зайцы" прыгают на полянке, а при появлении "волка" убегают от него, "козы" могут попасть в свой "дом", только перепрыгнув через "ров". Игра в "кошки-мышки" требует проворства, большой согласованности действий.
В некоторых играх на первый план выступают элементы соревнования: выигрывает тот, кто скорее добежит до флажка, кто дальше забросит мяч или шишку, кто сумеет докатить обруч до дерева так, чтобы он ни разу не упал.
Подбирая детям игрушки, я обязательно учитываю то, что они должны соответствовать возрасту ребенка. Большое значение имеет в этом отношении размер игрушек.
Например, мячи для 3-4-летних детей должны быть крупного размера (20-25 см в диаметре) или среднего (10-12 см). Малышам трудно играть с маленьким мячом: его неудобно катать, ловить, он легко выскальзывает из неумелых рук. Дети 6-7 лет, лучше владеющие своими движениями, хорошо справляются и с мячами небольшого размера (8 см в диаметре).
Обруч для катания должен быть не ниже пояса ребенка, чтобы ему не нужно было сгибаться на бегу, подгоняя обруч рукой. Правильную длину прыгалки можно определить следующим образом: если поставить ребенка на середину растянутой на полу прыгалки, то концы ее, поднятые вверх, должны приходиться несколько выше уровня пояса ребенка.
Хорошо дать детям для игр несколько ящиков и гладко оструганных досок различных размеров. Дети делают из них несложные сооружения. Перекидывают, например, доску через два опрокинутых ящика - и готов мост; через него идет "поезд" или бежит, высоко поднимая ноги, "лошадка". В другой раз ящики - "пароход", наклонная доска - "трап". В таких играх развиваются ловкость, смелость.
В воспитании физически крепкого, всесторонне развитого ребенка значительное место отводится также гимнастике. Я каждый день провожу с детьми утреннюю гимнастику, состоящую из вводной ходьбы, 3-4 специально подобранных упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и мышц, расширяющих грудную клетку, для мышц спины и живота; каждое упражнение повторяется от 4 до 6-8 раз. Кроме того, в утреннюю гимнастику входит бег друг за другом или бег, связанный с небольшими игровыми заданиями; гимнастика заканчивается ходьбой. Все вместе занимает 5-8 минут.