Цель, задачи и направления воспитательного процесса в инновационной школе

Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие "воспитание" употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных организаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование и обучение.[8, 91]

В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.

Воспитание является двусторонним действием; с одной стороны — деятельность педагога, с другой — деятельность воспитанника (их воздействие друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество). Здесь уместно привести следующее высказывание: «Процессы обучения и воспитания могут быть полноценными только в том случае, если они являются взаимными: обучается и воспитывается не только студент, но и преподаватель». Кроме того, определенные коммуникативные отношения и связи предполагают и взаимодействия между самими обучающимися.[4, 55]

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно- эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. [5, 59]

Компоненты воспитательной системы школы:

Цели - совокупность идей, для реализации которых она создается.

Деятельность, обеспечивающая её реализацию

Субъект деятельности, её организующий и в ней участвующий.

Отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интересующие субъектов в некую общность;

Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Цель школьной воспитательной системы - создание благоприятных условий в школе, способствующих социальной адаптации учащихся.

Специфика образовательных учреждений разного типа и реализация разных направлений воспитательной работы требует конструирования разнохарактерных систем ее организации. [18, 374]

Отличаясь по содержанию и направленности, воспитательная работа инновационных школ должна подчиняться модернизированной системе принципов ее организации и проводиться в формах, отвечающих требованиям разнообразия, целевой направленности, адекватности тем целям и задачам, для решения которых они выбираются.

Основными задачами воспитательной работы в инновационном образовательном учреждении являются:

устранение воспитательных затруднений;

организация инновационной деятельности по внедрению в практику достижений науки и практики;

Перейти на страницу: 1 2 3