Нравственные отношения учителя и учеников в педагогической этике
В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения учителя с учащимися. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Отношения учителя с учениками возникают на основе непосредственного общения, которое сопровождается положительным эмоциональным восприятием. Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителем и учениками, имеет как общее, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особыми комплексом морально-психологической незащищенности. Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Учитель должен быть воспитателем, приобщающий детей не только к знаниям, но и добру, красоте, которое оказывает решительное влияние на воспитание у детей этической культуры. Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между учителем и учениками, которые способствуют развитию творческой личности, развитию чувства собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на ученика – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Учитель, допустивший грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав. Здесь не может быть никакой речи о воспитании у учащихся этической культуры. Умение понять состояние ребенка, вызвать сочувствие к нему – признак высокой эмоциональной культуры учителя. Эмоционально воспитанный учитель не проронит грубого слова в обращении с детьми не передаст доверенную ему детскую тайну. «Говоря о причинах конфликтов учителя с учащимися, следует подчеркнуть, что обучение и воспитание – это сложный динамически процесс, которому, как и всем социальным процессам, присущи противоречия. Их разрешение неизбежно приводит к конфликтам. Они могут быть разрешены по-разному. Для умелого руководства этим сложнейшим процессом учителю необходимо знать причину конфликта» [14, С 24]. Руководствуясь нормами педагогической морали, учитель может не только заботиться о том, чтобы его поведение не нарушало нормальных нравственных отношений, но и регулировать поведение учащихся, их взаимоотношения. Так, на уроке чтения во втором классе учитель вызывает новичка. Он начинает читать по слогам, краснеет от стыда, запинается. Ребята смеются, смех не злой, просто оттого, что в классе все хорошо читают. Учительница понимает, что нельзя долго испытывать чувства ребенка, которого в другой школе почему-то не научили читать. Она прерывает чтение, а ребят журит за то, что они смеются над неумением товарища. Строгость и требовательность учителя – необходимые условия влияния на нравственное возмужание ребенка, воспитание у них этической культуры. Важнейшим требованием педагогической этики, которое регулирует взаимоотношения учителя и учащихся являются требование справедливой оценки нравственного поступка ученика. Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, в котором заключено отношение человека к кому-нибудь или к чему-нибудь. Лишь такое действие подлежит моральной оценке. Учитель постоянно оценивает поступки детей в сфере повседневных отношений. Поэтому ему важно видеть не только результат деятельности ученика, но и его личное отношение к своим поступкам. Только при этих условиях нравственная оценка будет играть свою воспитательную роль.