Диагностика уровней сформированности межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
• низкий уровень – отсутствует, что составляет 0%.
В контрольной группе:
• высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 6 детей, что составляет 60%;
• низкий уровень – 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 3)
Таблица 3 Результаты контрольного этапа по методике "Угости конфетой"
Группы |
Всего чел. |
Уровни | ||
В |
С |
Н | ||
Экспериментальная |
10 |
3% |
70% |
0% |
Контрольная |
10 |
0% |
60% |
40% |
Проведенный анализ по методике "Сестренки" позволяет отметить тот факт, что из 12 детей у десяти детей проявилось доброжелательное отношение к людям других национальностей (см.Приложение 7). Недоброжелательного отношения проявили 2 ребенка экспериментальной группы.
Результаты проведения данной методики на контрольном этапе эксперимента:
В экспериментальной группе:
• высокий уровень – 3 ребенка, что составляет 30%;
• средний уровень – 7 детей, что составляет 70%;
• низкий уровень – отсутствует, что составляет 0%.
В контрольной группе:
• высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 5 детей, что составляет 50%;
• низкий уровень – 5 детей, что составляет 50%.
Таблица 4 Результаты контрольного этапа по методике "Сестренки"
Группы |
Всего чел. |
Уровни | ||
В |
С |
Н | ||
Экспериментальная |
10 |
30% |
70% |
0% |
Контрольная |
10 |
0% |
50% |
50% |
Общие результаты проведения контрольного эксперимента показывают, что:
Контрольная группа:
37% - количество детей, имеющих высокий уровень этики межнационального общения;
50% - количество детей, имеющих средний уровень этики межнационального общения;
13% - количество детей, имеющих низкий уровень этики межнационального общения;
Экспериментальная группа:
57% - количество детей, имеющих высокий уровень этики межнационального общения;
40% - количество детей, имеющих средний уровень этики межнационального общения;
3% - количество детей, имеющих низкий уровень этики межнационального общения;
Наша опытно-экспериментальная работа позволяет отметить качественные изменения в воспитании этики межнационального общения на основе приобщения к культуре разных народов.
Таким образом, мы убедились, что большинство детей нашей экспериментальной группы стали одинаково доброжелательны ко всем этническим группам. И только у 3 детей мы наблюдали в действиях эгоистичность, недоброжелательность, они никому не отдали свой выбор, сконцентрировавшись на себе.
Результаты данных диагностик позволили нам сделать вывод, что окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью своего народа.