Результаты опытно-экспериментальной работы
В школе №27 города Бреста в 1 «Б» классе с учительницей Коцур Натальей Леонидовной мной были проведены методики исследования на предмет наличия у детей моральных качеств.
Методики:
ü «Оценка».
ü Сочинение сказки.
ü Сочинение – миниатюра «Если бы я был волшебником».
Первой была проведена методика «Оценка». Цель исследования – установить моральные представления о милосердии и чуткости.
Ученикам давалось задание привести примеры, назвать:
1. Добро, сделанное тебе другими.
2. Доброе дело, свидетелем которого ты был.
3. Доброе дело, которое ты сделал.
4. Зло, сделанное тебе другими.
5. Самое большое на свете зло и добро.
На первый вопрос дети отвечают в основном: «Мне подарили, купили, дали (что-то из вещей)». Несколько учеников ответили: «Помогают в учёбе». Один мальчик, Кирилл Щерба, ответил, что добро, которое ему сделали, - это помощь друга.
Второй вопрос анкеты поможет установить, видят ли дети добрые дела других людей, разбираются ли в окружающем мире. Этот вопрос заставил ребят задуматься. И в результате большинство детей ответили, что не видели добрых дел, свидетелями которых они могли быть. О чём это говорит? Ребята недостаточно чутки к окружающему миру. Некоторые давали такие ответы: кто-то кому-то что-либо купил, подарил и так далее. Коростелёв Женя ответил, что видел, как старший мальчик заступился за маленькую девочку, которую обижали одноклассники. А Петручик Полина видела, как подают деньги бедным.
На третий вопрос дети отвечают по-разному. Но суть большинства ответов такова: помощь родителям, родственникам, заключающаяся в выполнении каких – либо действий (уборка посуды, помощь в уходе за младшими братьями и сёстрами и так далее), помощь друзьям в трудную минуту, помощь бездомным животным.
Эти ответы особенно радуют. Значит дети, пусть и не все, могут сопереживать, сердце товарища или братьев наших меньших и оказывать им помощь.
Немногие добром считают то, что они другу подарили какие-то вещи. Одна девочка добром считает то, что она пригласила подругу на свой день рождения.
После «добрых» ответов переходим на «злые». Как же обстоит дело с пониманием зла?
Так как в классе большинство мальчиков, а мальчики, как известно, народ боевой, то пятая часть ответов заключается в том, что злом является драка, то, что побили, и результат этого: синяки, шрамы, царапины. Эти ответы можно понять. Мальчики в отличие от девочек не могут быть такими спокойными в своём возрасте.
Только два ученика – Настя Стельмашук и Кирилл Щерба сказали, что им не делали никакого зла. Это говорит о доброжелательности и незлопамятстве их душ. Ещё были ответы: Обманули, толкнули в лужу, обозвались.
Над последним вопросом дети долго думали. И вот как они ответили.
Самое большое на свете добро:
v 4 ученика ответили, что это когда человек не злой;
v ещё 4 ученика – когда мир;
v трое – когда есть мама и папа;
v ещё трое – чтоб помогали;
v 2 ученика ответили, что самое большое добро- это дружба;
v двое – спасти друга;
v а ещё 2 ученика – деньги;
Самое большое на свете зло:
v 12 учеников считают, что это война;
v 2 ученика – это смерть;
v трое ответили, что зло – это пьянство и курение;
v и ещё трое – это воровство;
Исходя из данных сведений, можно прийти к выводу, что дети различают понятия добра и зла. Ценности у некоторых детей отличаются, когда вопрос касается денег и бедности. Дети понимают так: деньги – добро, бедность – это зло. Хорошо бы провести с детьми этическую беседу на эту тему, чтобы выяснить, какую роль для них играют деньги, и растолковать, что бедность – это не порок, а богатство наживают нечестным путём.