Планы-конспекты занятий
План-конспект №1. "Портретная галерея Волшебницы зимы".
Цель:
формирование у детей универсальных умений средствами проектной деятельности на основе ранее выработанных знаний, умений и навыков в области искусства дизайна.
Задачи:
Уточнить представления детей о жанре живописи – портрет.
Уточнить представления о дизайне как процессе художественного проектирования.
Продолжать учить детей выполнять тематическую композицию в технике коллажа, где образ Волшебницы Зимы является доминирующим.
Вырабатывать умение сочетать разнофактурные объекты с живописным изображением для создания образов – ''Ледяная и студеная зима'' и ''Снежная и ласковая зима''.
Использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму композицию как средства художественной выразительности в проектировании объекта – ''Волшебница Зима''.
Формировать умение при выполнении композиции на заданную тему отбирать необходимый материал для более точной передачи замысла.
Вырабатывать у детей универсальные умения при поиске общей идеи, её цельности и лаконичности.
Подводить детей к умению воплощать замысел на уровне художественного обобщения, используя в своих произведениях ассоциативность эмоционально-образного решения темы.
Развивать творческую индивидуальность детей их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной поисковой работе.
Тип занятия:
проблемное.
Форма занятия:
индивидуально-коллективная.
Методы обучения:
частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления с практическим изложением).
Материалы и оборудование
:
Зрительно-иллюстративные материалы с изображением зимнего пейзажа; ряда портретов художников: И.П. Аргунова, И.Н. Крамского, В. Боровиковского, М. Врубеля, В. М. Васнецова, В.И. Сурикова, К. Коровина и др.
Использование музыкальных фрагментов из альбома П.И. Чайковского ''Времена года'', Римского-Корсакова ''Снегурочка'' и современных композиторов.
Использование художественного слова и фотоматериалов;
Подготовленные рамы с натянутым на неё тканевым полотном;
Природный и ''бросовый'' материал (пенопласт, цветочная сетка, фольга, упаковочная бумага, полиэтилен, соломка, бумажные салфетки и др.).
Клей ''Момент'', булавки с головкой, кнопки, тонкая проволока.
Ход занятия
1. Организационная часть.
2. Постановка учебной цели.
Сегодня на этом занятии вы, дети, будете играть необычную для вас роль. Вы станете не только художниками, но и немного исследователями, немного волшебниками, немного экскурсоводами. Я же буду выступать в роли советчика и эксперта. На этом занятии вы самостоятельно попробуете спроектировать образный портрет Волшебницы Зимы.
3. Активная беседа.
Как вы думаете, почему я подготовила такое количество рам для вашей работы?
Может ли зима быть разной по-своему характеру?
Опишите характер студеной, суровой, ветреной, ледяной, снежной, морозной, солнечной, вьюжной зимы.
У нас в России зимы могут быть разными, но в основном они морозные, снежные и студеные.
Как вы думаете, почему мы даём такому природному явлению как зима характеристики, которые присуще человеку?
Как по-разному называют поэты и писатели зиму? (Матушка-зима, Кудесница-зима, Чаровница, Волшебница-зима, Седая зима).
Что такое портрет?
Портрет – это жанр изобразительного искусства, где воспроизводится индивидуальный облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера. |
Я хочу показать вам портреты женщин, которые нарисовали русские художники. Всмотритесь и попробуйте отнести их к следующим категориям характеристик:
1. Таинственность 2. Загадочность 3. Надменность 4. Нежность 5. Гордость 6. Холодность 7. Задорность |
В. Боровиковский ''Портрет Е.Н. Арсеньевой'' ''Портрет М.И. Лопухиной'' И. Крамской ''Неизвестная'' В. Васнецов ''Снегурочка'', '' Три царевны подземного царства'' М. Врубель ''Царевна- Лебедь'' И. Аргунов ''Портрет неизвестной крестьянки в русском Костюме''. |
Вы, наверное, обратили внимание, что художники написали некоторые портреты женщин в русском наряде. Расскажите о том, что вы знаете о зимней нарядной одежде, которую носили женщины в старину. Какая на ваш взгляд деталь одежды была самая красивая, привлекательная? Почему?