Экспериментальное исследование на основе модификации методики Бурдона «Волшебный домик»
Материалы к эксперименту
Цель нашего эксперимента – рисование портрета средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели я разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Эффективное обучение не возможно без опоры на познавательные интересы детей. В стимулировании и воспитании познавательных интересов особую роль играют:
Содержание материала с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей.
Методы организации занятий.
Уровень эмоциональности занятий.
Критериями отбора материала служило:
Необычность взгляда на известные вопросы.
Привлекательность с эстетической точки зрения.
Значимость материала для формирования творческих способностей детей.
Старшая группа Сентябрь | |||||||
1. |
В саду созрели яблоки. |
Рисование тычком |
Учить рисовать яблоки на ветках, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Расширять знание детей о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к ее сезонным изменениям. |
Альбомный лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек бумаги для проверки цвета, все принадлежности для рисования. | |||
2. |
Утята в пруду |
Рисование тычком |
Учить рисовать утят, плавающих на воде, совершенствовать технику рисования тычком. Формировать познавательный интерес к природе воспитывать творчество. |
Альбомный лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек бумаги для проверки цвета, все принадлежности для рисования. | |||
Октябрь | |||||||
1. |
Бабочки, которых я видел летом. |
Монотипия, обведение ладони и кулака. |
Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Развивать пространственное мышление. |
Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования. | |||
2. |
Ветка рябины (с натуры) |
Рисование тампонами и пальцами |
Учить анализировать натуру, выделять ее признаки особенности. Закрепить умение рисовать пальцами прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, чувство восприятия. |
Ветка рябины, лист А-4, гуашь и все предметы для рисования. | |||
Ноябрь | |||||||
1. |
Осенние листья |
Отпечаток листьев. Набрызг |
Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. |
Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования. | |||
2. |
Мое любимое платье или свитер. |
Оттиск печатками, рисование пальцами. |
Закреплять умения украшать платье или свитер простым узором, используя листья в центре, а по вороту мелкий узор в полосе. Развитие творчества, фантазии. |
Платье и свитер, вырезанные из бумаги, разные листья, рисунки одежды, принадлежности для рисования. | |||
Декабрь | |||||||
1. |
Мое любимое дерево |
Рисование мазком, монотипия, набрызг. |
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. |
Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования. | |||
2. |
Животные, которых я сам себе придумал. |
Кляксография. |
Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. |
Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. | |||
Январь | |||||||
1. |
Елочка нарядная. |
Рисование на ткани. |
Познакомить с техникой рисования простой батик. Учить смешивать краски прямо на ткани. Обводить эскиз простым карандашом и раскрашивать его. |
Закрепленная ткань, простой карандаш, гуашь и все принадлежности. | |||
2. |
Снежная семья |
Рисование способом тычка. |
Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. |
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | |||
Февраль | |||||||
1. |
Набережная нашего посёлка |
Рисование картоном |
Учить рисовать полосками картона, использовать образцы; составлять сюжет; закрепить умение набирать краску на картон и изображать предметы. |
Полоски картона (ширина от 0,5 до 1,5 см, длина 3 - 5 см), гуашь, альбомный лист. | |||
2. |
Зимняя ночь |
Чёрно - белый граттаж |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно - белого граттажа; учить передавать настроение тихой, зимней ночи; упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Полукартон, свеча, тушь, жидкое мыло, кисть, заострённая палочка, эскизы. | |||
Март | |||||||
1. |
Грибы |
Техника изонити |
Познакомить детей с линейкой; дать понятие: прямой угол, тупой угол, острый угол; учить пользоваться ниткой, иголкой, шилом; учить заполнять углы и дополнять изображения аппликацией (ножка, трава) |
Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами. | |||
2. |
Снежинки |
Техника изонити |
Учить составлять снежинку из треугольников; учить анализировать образец, определять направление углов; продолжать учить иглой и нитью. |
Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами. | |||
Апрель | |||||||
1. |
Хмурый день |
Пластилиновая живопись |
Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. |
Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. | |||
2. |
Совушка - сова |
Пластилиновая живопись |
Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз). |
Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки. | |||
Подготовительная группа Сентябрь | |||||||
1. |
Золотая осень |
Рисование способом тычка |
Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. |
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | |||
2. |
Ветка рябины |
Пластилиновая живопись |
Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости; упражнять в передаче характерных особенностей рябины: сложный лист из расположенных попарно листочков, овальные грозди; учить новому приёму - расписной пластилин, полученный способом резания. |
Набор пластилина, основа, доска, приспособление для резания одинаковых форм. | |||
Октябрь | |||||||
1. |
Рамка для картины. Ветка рябины |
Пластилиновая живопись |
Учить лепить жгутики и оформлять ими картину, развивать фантазию, творчество. |
Набор пластилина, основа, доска, приспособление для резания одинаковых форм | |||
2. |
Рыбка |
Техника изонити |
Продолжать учить детей технике изонити; дополнять изображение рыбки «хвостом»; закрепить знания последовательности работы в соответствии с правилами; обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток; закрепить умение пользоваться иглой, шилом. |
Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами. | |||
Ноябрь | |||||||
1. |
Птица |
Техника изонити |
Обучение детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички при использовании трафаретов); учить навыкам выполнения окружности в технике изонити; закрепить навыки владения иглой, шилом. |
Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами. | |||
2. |
Я в волшебном лесу |
Печать поролоном по трафарету; способ тычка, чёрно - белый граттаж |
Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками выразительности образа леса; развивать чувство композиции, колорита. |
Лист А - 3, А - 4, белый картон для граттажа, палочки для процарапывания, свеча, гуашь, тушь, жидкое мыло, жёсткая и мягкая кисти, трафареты. | |||
Декабрь | |||||||
1. |
Зимний лес |
Монотипия |
Учить рисовать зимний лес гуашью с жидким мылом по оргстеклу; учить переносить рисунок на мокрый фон с оргстекла; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. |
Оргстекло, гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, крупные тампоны для смачивания водой поверхности листа. | |||
2. |
Зимний лес |
Монотипия |
Учить рисовать зимний лес гуашью с жидким мылом по оргстеклу; учить переносить рисунок на мокрый фон с оргстекла; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. |
Оргстекло, гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, крупные тампоны для смачивания водой поверхности листа. | |||
Январь | |||||||
1. |
В лесу родилась ёлочка |
Рисование на ткани. |
Учить отражать особенности изображаемого предмета при рисовании на ткани; закрепить умение переносить рисунок на ткань; закрепить умение наносить резерв на контур; развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. |
Рамка, ткань, карандаш, гуашь, резервирующий состав, кисти и все приспособления для рисования. | |||
2. |
Белая берёза |
Рисование на ткани. |
Учить отражать особенности изображаемого предмета при рисовании на ткани; закрепить умение переносить рисунок на ткань; закрепить умение наносить резерв на контур; развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике |
Рамка, ткань, карандаш, гуашь, резервирующий состав, кисти и все приспособления для рисования. | |||
Февраль | |||||||
1. |
Снегири на ветке |
Рисование способом тычка |
Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. |
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | |||
2. |
Зимний пейзаж |
Кляксография. |
Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. |
Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. | |||
Март | |||||||
1. |
Весна идёт - весне дорогу |
Рисование на шпоне |
Познакомить детей с техникой рисования на шпоне; учит набирать тушь на трубочку и рисовать тушью. |
Шпон, трубочка, тушь. | |||
2. |
Берег Волги |
Рисование по сырому фону |
Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию, придумывать сюжет. |
Приспособление для рисования, крупный тампон для смачивания поверхности листа. | |||
Апрель | |||||||
1. |
Белые лебеди |
Рисование способом тычка |
Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц; |
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | |||
2. |
Попугаи |
Рисование способом тычка |
Учить рисовать попугаев, расширять знания детей об экзотических птицах; развивать эстетическое восприятие ярких, разнообразных цветов. |
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | |||
3. Итоговая выставка детских рисунков | |||||||